ПЕСНЯРЫ.com - Статья: Информационный выпуск № 1(5) 1997г. Московского общества друзей анс. "Песняры" (ВИА "Песняры")

Добро пожаловать на ПЕСНЯРЫ.com - Форум. Войдите или зарегистрируйтесь.

Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Форум

Парад ансамблей

Фолк-парад

Добавлено: 28.02.2008
Автор редакции: Олег Верещагин

Поиск по сайту:


Белорусские песняры
Лявоны
Лявоны-песняры
Молодёжная студия ансамбля "Песняры"
Песняры
Песняры (1998)
Песняры (БГА)
Песняры И. Свечкина
Песняры п/у Л. Борткевича
Сольные проекты музыкантов ВИА "Песняры"
Студия "Лявоны" при БГА "Песняры"

Яндекс.Метрика

Песняры:СправкаМузыкантыДискографияПесниКонцертыФотогалереяПубликацииНовостиОбсуждение

Для добавления и изменения информации на сайте необходимо авторизоваться на форуме.

Информационный выпуск № 1(5) 1997г. Московского общества друзей анс. "Песняры". , 28.02.1997

Сегодня день памяти Игоря Паливоды. В 1997 году, через год после смерти Игоря Поливоды, Московское общество друзей ансамбля "Песняры" напечатало 12-страничный информационный выпуск, большей частью посвящённый этому трагическому событию. Прислал мне его давний поклонник творчества ВИА "Песняры" Иван Капсамун. Сегодня постараюсь полностью опубликовать заметки из этого информационного выпуска.

КРАТКАЯ СПРАВКА
Поливода Игорь Игоревич. Родился 16 мая 1950 года в г. Стерлитамак в Башкирии С 1957 года, после переезда семьи в Минск, поступает в муз. школу при консерватории. В 1968 г. И.Поливода - студент консерватории по класс) фортепиано. В 1972 г. становится Дипломантом Всесоюзного конкурса пианистов. С 1974 г. по окончании консерватории работает в оркестре филармонии С 1978 г - в ансамбле "Песняры". В конце 1985 г. уходит из "Песняров". Поступает в консерваторию на композиторское отделение (класс проф. Д.Смольского). По окончании возвращается в "Песняры" С 1989 г -в оркестре М Финберга. Участник создания 5-ти программ в составе анс. "Песняры" и автор 3-х программ в составе Государственного концертного оркестра п/у М.Финберга.

Михаил ФИНБЕРГ,
рук. Гос. конц. оркестра РБ, засл. деят. искусств РБ:
Он абсолютно был незащищенным человеком. Он не мог себя защитить при таком потоке хамства и неуважения, которое испытывают авторы и композиторы сегодня. Дожил только до того, что мы сумели с большим трудом - нам не давали помещения, у нас было много препятствий - провести в декабре месяце его Авторский вечер. Конечно, никто не знал, что это будет его последний вечер.
А с каким уважением он относился к поэзии, к каждому слову! Правильно замечено, что он закончил 2 консерватории. Я знаю людей, которые закончили и три 3 образования имеют, но таланта не хватает. Поливода создал лицо нашего оркестра. Почему я так говорю - я немножко волнуюсь. Я не представляю, как дальше нам выстраивать нашу творческую концепцию... Благодаря ему у нас были решены все вопросы.

Борис БЕРНШТЕЙН - Валерий ДАЙНЕКО

Б.Бернштейн (бас-гитарист анс."-Песняры"):[sup]*[/sup]
Он был на 2 года старше нас. Мы были во втором классе музыкальной спецшколы тогда, он - в четвертом. И знаете, как обычно бывает в школе, он нас не замечал очень долгое время, зато мы замечали все, что он делал. Это был красивый парень - гордость нашей школы. С Игорем в моем сознании как-то связывался образ д'Артаньяна.
В.Дайнеко (солист анс."Песняры", засл.арт.РБ):
И я в школе уже чувствовал, что это растет такая "глыба" музыкальная. И он мог бы стать известнейшим в мире, но в то же время он не любил выпячиваться, выделяться среди других, хотя его талантом можно было бы покрыть весь наш музыкальный мир.
Б.Бернштейн:
Все демонстрации, Перво май, 7 ноября он во главе колонны нашей шел с гитарой и пел песни "Битлз", которые не очень-то разрешались, скажемпрямо, и еще хорошие песни... И вот, мы шли с Валерой и все время думали: ну когда же мы встанем рядышком, когда же мы подрастем и на на нас тоже будут обращать внимание!
В.Дайнеко
Не все, кстати, знают, что Игорь закончил Консерваторию дважды: сначала как пианист, и второй раз - как композитор. Не каждый человек решится учиться полжизни...
Не могу сказать, что у нас с ним была большая дружба, но у нас была работа в "Песнярах" - это творческая работа. И еще один факт, о котором, наверное, почти никто не знает - это наша совместная работа над выпуском ансамблевой газеты "Песняров". Она называлась "Ведомость", внутренний орган СМУРа (что расшифровывается как Сообщество Музыкальных Ремесленников). Днем мы репетировали, а по ночам выпускали газету. Работа была, конечно, колоссальная. Идея была Игоря, и газета выходила на протяжении почти 10-ти лет, пока он был в ансамбле.
-------------------
[sup]*[/sup]- Клуб "Песняров"в данном случае исходит из народных, общественных представлений об ансамбле, которые не делят участников на бывших и ныне действующих, тем более в предлагаемом контексте.

Владислав МИСЕВИЧ
солист анс.  "Песняры ", засл. арт. РБ:

Про Игоря говорить легко. Что он принес в "Песняры"? Он принес, особенно в инструментальную часть, так не хватавший нам тогда профессионализм. Ту академию, классическую ясность аранжировок... И мне, музыканту, средних, как я думаю, способностей действительно было за счастье работать с ним.
Это, наверное, удел всех людей его уровня. Бог его, так сказать, прибрал к себе. В этом - страшная закономерность.

Андрей ШПЕНЕВ,
Гос. конц. орк. РБ, засл. арт. РБ:

Мое знакомство с Игорем Поливодой произошло на знаменитых капустниках в Консерватории. Наряду со сценическим действием, там был фортепьянный дуэт И.Поливода - В.Раинчик. Разыгрывались всевозможные поппурри, шуточные фантазии. Все это разыгрывалось с таким фортепьянным блеском, что это приводило меня просто в восторг! Мне, тем более, как пианисту легко это было оценить. Когда он уже пришел к нам в оркестр, то казался несколько замкнутым таким человеком, а музыка, тем не менее, была очень открытая, доступная.

Владимир ТКАЧЕНКО
гитара, скрипка анс. "Песняры". лаур. джаз, фестивалей:

Думаю, что он не написал даже половину того, что мог бы написать, особенно в жанре серьезной, классической музыки. Он только приблизился к настоящему творческому возрасту.

Дмитрий СМОЛЬСКИЙ,
композитор, профессор, нар. арт. РБ:

Я имел возможность общаться с Игорем на протяжении 5-ти лет. когда он учился в моем классе по композиции. Он уже до этого закончил Консерваторию по фортепиано, довольно длительное время работал в "Песнярах". Конечно, это уже был сложившийся музыкант...
За 5 лет наших занятий Игорь проявил себя в том жанре, в котором он как бы не работал: в серьезном, академическом жанре. Он написал на 3-ем курсе очень интересную фортепьянную сонату, которую можно было бы поставить в ряд значительных сочинений этого жанра в нашей музыке.
Во-первых, он прекрасно владел фактурой, как пианист, знал специфику. Это очень одухотворенное, глубокое сочинение исполнялось в концертах. Исполнял ее Кремер.
У него был очень интересный Фортепьянный концерт. И я даже возлагал надежды, что он будет продолжать в этом направлении... Но он выбрал эстраду. И здесь нельзя его винить - свое дело он делал замечательно.

Александр ТИХОНОВИЧ,
засл. арт. РБ:

Думаю, он миссию свою здесь, на нашей земле выполнил, и его забрал Бог к себе, потому что не нужен он значит здесь. Не так понимали его. К сожалению, он разделил судьбу многих-многих людей, которые нуждаются еще при жизни в поддержке, чтобы рядом с ними были. Одно время ему повезло и рядом был Мулявин, Финберг... Да, с приходом его в "Песняры" получился классический, колоссальный коллектив! Он играл абсолютно виртуозно и абсолютно ненапряженно: сидит человек с прямой спиной и делает стремительные пассажи. Ну мастер, сидит и играет.
Говорят, что в последний день своей жизни он прозвонил почти всем своим друзьям. И я с глубоким сожалением констатирую еще один факт: для того, чтобы в нашей стране стать известным, популярным и любимым, надо обязательно умереть!

Владимир МУЛЯВИН:

Мы хотим вернуться к старой программе, написанной Игорем Поливодой в 1982 году на стихи Роберта Бёрнса. Наверное, мало кто знает, что программа эта - "Весёлые нищие"- была "зарублена" в Москве и в Минске здесь. Я пришел тогда на фирму "Мелодия" с рабочей фонограммой И тут они говорят: "Простите, а тексты-то у вас "залитованы". Короче, закрыли программу. Но мы всё-таки вещей 5-6 из неё выпускали на концертах. Думаю восстановить её в ближайшее время и посвятить её Игорю.

Борис БЕРНШТЕЙН,
бас-гитара, скрипка анс. "Песняры"

Начнем с того, что он был одним из лучших учеников потрясающего профессора Григория Ильича Шершевского. Когда Игорь был студентом 5-го курса, а я - 3-го курса, в Минске проходил Всесоюзный конкурс пианистов. Это был как отборочный к конкурсу Чайковского. Его уговорили принять участие. Игорь настолько требовательно к себе относился, что считал: в 3-й тур не пройду. И он не готовил 3-й тур, но с блеском провел и 1-ый и 2-ой... И вот, наконец, наступает 3-й тур. Программа сырая, т.е. не сделана. И вот, он за буквально считанные дни основательно выучивает Гершвина, а концерт Чайковского, ну как бы у всех на слуху. И он его быстренько-быстренько, как бы, прошел. Но ... все это "вылезает". Когда скороспелость такая - она проявляется на сцене. Так и получилось, и ему дали "дипломанта". Ну это просто ... на моих глазах все происходило. Так было обидно! Человек просто не думал, что он достоин быть победителем Всесоюзного конкурса.

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИИ - Вадим КОСЕНКО

Дм. ПОДБЕРЕЗСКИЙ, журналист:
У мінулым годзе, напярэдадні саракавінау, мы, яго-ныя сябры, сябры дзяцінства, аднакурснікі, музыканты, якія працавалі разам з ім. згадывалі Ігара у репетыцыйным пакоі і запісалі на ТВ фільм - гэтыя успаміны.
Ігар Палівода, сапрауды, у жанры эстрады напісау вельмі шмат песень, але такое у мяне сумненне: ці можна да гэтых пе-сень у волі адносіць такое зараз папулярнае слова, як "шлягер"? На маю думку, шлягер - гэта не-шта такое простае, можа быць напавярхоунае. 3 гэтым пытаннем хачу звярнуцца да Вадзіма Касэнки якш працавау з Ігарам як выканауца.

Вадим КОСЕНКО, солист орк. М.Финберга:
Мне было с ним и тяжело работать и легко. На записи он требовал безукоризненного исполнения своего произведения, потому что исполнителю-то хочется иногда по-своему сделать. Он этого практически не допускал.
В то же время, в его музыке была легкость, образность, глубина, которая не могла не трогать, давала возможность исполнители: выразить себя, показать. Он делился с нами своим талантом.

Александр МОРОЗОВ, звукорежиссёр, Гос.конц.оркестр:

Он не ставил никогда барьера между возрастами. В творчестве, говорил он, все равны. Особо остановлюсь на его партитурах. Они написаны с таким качеством, что, наверное, самый лучший музыкальный компьютер не сможет написать так красиво: нотки все одна в одну, все пронумеровано все проставлено, знаки все. Все это писалось тушью и от руки.. Ну это просто настоящая картина в нотах!

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ - Леонид ГУТИН

Дм.ПОДБЕРЕЗСКИЙ, журналист:
Сярод творау Ігара Паліводы ёсць адзін твор, якій, магчыма, меньш вядомы шырокай публіцы, але ён, відаць, найбольш прэдстауляе палётнасць фантазіі, мыслі гэтага чалавека. Творы гэты маюць классычную назву - "Раймонда". Я думаю, што Лёня Гутан расскаже, бо ён стаяу амаль што пабочку, калі стварауся сей твор. У чым загадка, зьяуленне яго?

Леонид ГУТИН, пианист:
Где-то в середине декабря 85-го или 86-го года - я уже не помню - нас с Игорем пригласили в филармонию. Они планировали новогодние концерты в жанре капустника, знали, что мы занимались этим в Консерватории. У Игоря на квартире, практически не выходя несколькодней, мы работали над шарж-фантазиями на темы песен Раймонда Паулса. Какой-то период 2 суток мы просто не спали. И когда я полностью выдохся, он говорит: ну ладно, отдохни немножко. И после этого начиналось чудо... Я сплю спокойно, а он начинает работать над аранжировками. И это человек, который не смыкая глаз работал 18-20 часов. Оказывается у него там какая-то срочная работа... Причем, аранжировки не своих сочинений!
Он очень многим людям помог рационально распорядиться их способностями. Вещи, которые выглядели сначала "черно-белыми", он сделал цветными навсегда... И он, конечно, будет жить еще и в успехе многих и многих людей, кому посчастливилось с ним сотрудничать.

поэт Леонид ДРАНЬКО-МАЙСЮК:

Ігар Палівода і беларуская паэзія - і эта ужо тэма. Ён не гаварыу у голас, што ён любіць паэзію, беларускаю мову. Але ён працавау дзеля гэтай мовы і паэзіі. У свой час Рыгор Барадулін, дарэчы яму сваю кнігу, зрабіу такі жартауны надпіс: "Дарагому Паліводу - роднай песні ваяводу". Гэта жарт, але у кожным жарце заусёды таіцца цвярозы змест. І у гэтым народны паэт не памыліуся.

Ольга ПОЛИВОДА, жена:

"Его огромный черный рояль я в шутку называла "чудовищем". Его всегда было трудно очистить от пыли, на нем было очень много вещей, к которым Игорь не допускал, говорил: "У меня тут все в порядке, я запускаю руку не глядя и нахожу нужные мне там предметы". Это мог быть и фен, и носовой платок, и расческа... вплоть до носок.
Сегодня на нем нет пыли и нет этой груды вещей. Крестик из Иерусалима ему привезла его сестра. Буквально за пару дней Игорь попросил меня, чтобы я ему сделала такую веревочку. Я, говорит, буду этот крестик всегда носить. Но, не успел... Тут же, на рояле -Библия, переплетенная им самим. И она в последнее время всегда была рядом, буквально была настольной книгой его."

Отец ИГОРЬ, священник:

Он приходил ко мне и мы часами с ним разговаривали. У него было много вопросов о правильности пути и нужно ли идти к Богу. Примерно за месяц до смерти он первый раз исповедовался. И он сначала не допустил сам себя, считая недостойным, хотя я благословил его по Причастию святых тайн Христовых.
На меня произвела впечатление сама исповедь, совершенно искренняя и скрупулёзная.
За 4 дня до его смерти он причастился и это - огромное счастье. Любой православный человек знает: если он исповедовался и причастился перед своей смертью, это - Божья благодать. Почему Господь так уготовил для него? Может быть, от чего-то и уберег Господь, дав ему очищение перед уходом из этой жизни. На то воля Божья.

Игорь Поливода
ПОСЛЕДНИЙ МОНОЛОГ

Погоди, могильщик, не стучи лопатой,
Положи покамест гвоздь и молоток,
Опустись на холмик из земли покатый,
Задыми цигаркой, отдышись чуток.

Погляди их сколько - каждый в черном фраке,
Скорбь нагнав на лица, выстроились в ряд.
Думают: покойник - так уж весь во мраке
И не разумеет, что тут говорят!...

Все такие милые, донельзя хорошие,
Отдают смиренно долг последний мне.
Зеньками закрытыми вижу эти рожи я
И читаю мысли, что надпись на стене.

Тут хватает всяких - бородатых, рыжих,
Лысых, кучерявых, тучных и худых ...
Но как много схожего
в их глазах бесстыжих,
Мутных и стеклянных, серых и пустых!

Вот стоит очкастый, сухопарый, бледный,
Глаз с меня не сводит, тихо молвя речь.
Ах, какие муки переносит, бедный!
Как трясется - точно хочет рядом лечь!

Кончил. Весь убитый -
хоть живьем заройся, -
И рукой дрожащей нос платком утёр.
Только ты, могильщик, за него не бойся:
По своей профессии он - киноактер.

Он исполнил ладно и довольно тонко
Полный бренной скорби траги-монолог.
Видишь, как красиво отошел в сторонку,
Теребя промокший от соплей платок?!

Ты меня зароешь и вздохнешь, уставший,
А актер соседу тихо подмигнет,
Отведет в сторонку и, под руку взявши,
Шепотом расскажет свежий анекдот.

Образ чувств и мыслей схож и одинаков.
Это ли не видно - пышет из нутра ....
Эх, одну б "лимонку" в это стадо фраков!
Да тебе ж возиться с ними до утра.

Впрочем, это гадко - обсуждать скорбящих,
Погруженных в горе плачущих зверей.
Звон в ушах стоит от голосов брюзжащих.
Будто миллион несмазанных дверей!

Эй, утрите сопли, больше слов не надо.
Прения закончены, собирайтесь в круг!
...Приозяб, могильщик? Ну. бери лопату,
Расправляй плечищи - за работу, друг.

Фрагменты из дневниковых записей И.ПОЛИВОДЫ:

"Раймонда" заслуживает особого внимания. Полотно было создано в шесть дней и три ночи. Как в светлые консерваторские времена, мы с Л.Гутиным, ныне композитором, аккуратно разметили партитурную бумагу и, поплевав на ладони, принялись заполнять такты невообразимой смесью мелодий, известных в нашей стране как произведения Раймонда Паулса, с популярными темами мировой классики вперемешку со старой эстрадой, мелодиями из оперетт и т.п. Получился рондо-сонатный компот с рефреном Allegro Mafiozo (песенка "Делу время" или "Эй вы там, наверху").
По написании произведение было немедленно подвергнуто исполнению. Новогодние концерты. Переполнившая залу уважаемая публика аплодирует стоя, заходясь в криках "браво". Такого фурора давно не видел наш концертный зал, в зале осыпалась штукатурка и там теперь придется делать ремонт, Блинов очень ругался. В тех концертах тряхнули стариной с Раинчиком, исполнив на двух ролях пьеску консерваторских времен - на тему "В лесу родилась елочка". Отнеслись к выступлению с былой серьезностью, начав репетиции почти за три недели до выступления. Несколько поблекший с годами фортепианно-исполнительский лоск компенсировался высококачественной японско-американско-западнонемецкой акустической аппаратурой. Публика приняла нас горячо, и не обошлось даже без цветов.
В целом, программа была сделана хотя и наспех, но с большим энтузиазмом, особенно проявленным маэстро Головчиным, который не только дирижировал всем просходящим, но и вел концерт, бахал из пистолетов и хлопушек, играл на кастаньетах (волею авторов "Раймонды") и даже сотворил оркестровое переложение популярной песни П. Маккартни для финала программы. Худо-бедно, но подобных концертов Минск еще не видел со времен канувших уже в лету консерваторских капустников в бытность нашу безусыми юнцами. Там бывало и не такое
(8.1.1986г.)

А в оркестре тем временем скорым аллюром идет подготовка того, во что превратился за полгода "Максим". В городе расклеена реклама, из которой следует, что сия "поп-опера" будет предъявлена общественности столицы 15 февраля, в субботу в зале Филармонии. Как бы то ни было, жду этой треклятой субботы со сложной гаммой разных чувств и предчувствий. Небесам впрочем, было угодно, чтобы именно 15 февраля выпало когда-то родиться любимой жене моей Ольге. И вся надежда на то, что этот светлый праздник в компании друзей позволит ослабить после поп-оперы некоторые некомфортные ощущения. Вся надежда на то.
(12.2.1992г.)

Премьера - со всеми вытекающими из нее последствиями - состоялась все-таки. Понемногу прихожу в себя. Через разночастотный шум в черепе пытаюсь прорваться в область чего-то более или менее связного. Так. Филармония. День. Черно-белая сцена. Финберг. Полусумрачный зал. Чудовищный микшерский пульт. Какие-то силуэты вокруг. Странные звуки, отрывки музыкальных фраз. Нечто огромное в диковинных одеяниях и малиновой чалме. Это Езерская с телевидения - муз. комментатор. Беседует с Финбергом. Беседа скоро трансформируется в дискуссию, дискуссия в спор, и кончается все это скандалом. Маэстро категорически против вечерней телевизионной съемки. (Прав) Собеседница, судя по всему, не понимает о чем идет речь. Что еще помню? Пошел на грязную Комаровку, купил картошки, чего-то ещё и отвез всё это к жене - имениннице. Там за обедом с московскими гостями хрюкнули бутылочку сухого. В троллейбусе, по пути в филармонию московские "фэны" уже надували разноцветные шары Дочка Ульяна была очень довольна. Я же, ещё трезвый, диковато озирался на съежившихся пассажиров и пытался отвлечь компанию вечерними огнями проспекта Скорины.
Дальше опять филармония. Одинокий усталый Маэстро в пустынном вестибюле. Мы с цветами, шариками и детьми. Коридоры. Возбужденные, но собранные артисты. Гости. Буфет Вино. Переполненный зал. Пульт. Тьма. Оркестр и дирижер на сцене. Первая фонограмма. Проникновенный голос Бондаренко. Рядом за пультом Макс. Ищут, откуда такой громкий противный фон. Находят. Убирают фон и заодно бас-гитару. В это время поочередно выходят сингерь обоих полов. Им с треском подыгрывает бас-гитара, эпизодически появляются и исчезают другие инструменты. Медная группа терпеливо ждет своего часа. Зато струнные стоят непроходимым звуковым буреломом. Все стараются. Дирижер тоже, несмотря на усталость все чаше поворачивается лицом к солисту (заодно и к публике) и томно закатывает глаза. Палочка его начинает двигаться поперек такта, но и это не сбивает многоопытных оркестрантов.
Телекамер и правда не видно. В зале только публика и пульт. В маленьких паузах между песнями ("номерами поп-оперы") публика реагирует на удивление бурно. Звучание нехорошее. Но несгибаемый наш люд, привыкший к самым разнообразным над собою измывательствам переносит децибеловую атаку почти без тошноты. Даже рукоплещет и иногда кричит "Браво". Скориков с лирой наперевес проходит на "ура". Овация вокальному ансамблю. Атмосфера накаляется и вырастает в апофеоз - многоголосую "Погоню" с помпезной кодой и выкриками "Жыве Беларусь!" - "Жыве!!" Овация, поклоны, цветы, поздравления, буфет.
Буфет. Там много знакомых людей и узбекского вина. Там шум, стаканы, тосты. Объятия Композитор Ханок засасывает меня прямо в губы... В зале тем временем идет второе отделение и уже к концу его мы совершенно готовы к банкету.
В маленькой дирижерской комнате, куда набивается много приближенных, худрук филармонии держит большую нетрезвую речь. Его никто не слушает, всех занимает шампанское коньяк, водка и бутерброды, приготовленные любезной моей женушкой. Маэстро сидит в темном углу, погруженный в себя, и медленно раскачивается как в синагоге. Думает: "Чтоб я так жил, еще пара таких премьер, и музыка заиграет уже в моем доме. (Сплюнем трижды через левое плечо и постучим по деревяшке)."
Конец того шумного вечера припоминаю с особым напряжением. Два-три вокалиста, Прончак, Скориков, Косенко, Андрюша Гитгарц, москвичи и кто-то еще - все мы под те же хмельные возгласы "Жыве Беларусь" перемещаемся домой, где измученной, но веселой и приветливой моей Олечкой быстро накрыт стол. Замочка премьеры перерастает в чествование хозяйки именинницы, затем - просто в ночную гулянку.
Последнее, что удается выскрести из сусеков памяти - каватина Фигаро из оперы Россини "Севильский цирюльник", исполненная в полный голос мощным пьяным баритоном в три часа ночи под аккомпанемент ненастроенного черного пианино. Остальное вспоминали с москвичами на следующий день - за хорошей опохмелкою. Но это уже совсем другая история.
(18.2.1992г.)


1. БЕРЕЗОВЫЙ СОК
(В. Баснер — М. Матусовский)
2. КОГДА БЕСЦВЕТНА И МЕРТВА
(И. Поливода — сл. Р. Бернса, пер. С. Маршака)
3. Я ВАША ЧЕСТЬ
(И. Поливода —сл. Р. Бернса, пер. С. Маршака)
4. ДЕВИЦЕЙ БЫЛА Я
(И. Поливода — сл. Р. Бернса, пер. С. Маршака)
5. ПРОЩАЯ, КРАСАВИЦА
(И. Поливода — сл. Р. Бернса, пер. С. Маршака)
6. МОЙ ДЖОН
(И. Поливода — сл. Р. Бернса, пер. С. Маршака)
7. ПОЗВОЛЬ СЛЕЗУ ТВОЮ СМАХНУТЬ
(И. Поливода — сл. Р. Бернса, пер. С. Маршака)
8. ДОЧУРКА
(И. Поливода — сл. Р. Бернса, пер. С. Маршака)
9. МУДРЕЦ
(И. Поливода — сл. Р. Бернса, пер. С. Маршака)
10. Я ЛИШЬ ПОЭТ
(И. Поливода — сл. Р. Бернса, пер. С. Маршака)
11. КТО ЧЕСТНОЙ БЕДНОСТЬЮ МОЕЙ
(И. Поливода — сл. Р. Бернса, пер. С. Маршака)
12. В ЭТУ НОЧЬ СЕРДЦА И КРУЖКИ
(И. Поливода — сл. Р. Бернса, пер. С. Маршака)
13. ЖУРАВЛИ НА ПОЛЕСЬЕ ЛЕТЯТ
(И. Лученок — А. Ставер)

Аранжировки Игоря Поливоды

ВЫШЕЛ ДИСК И.ПОЛИВОДЫ
Это 8-ой диск "Песняров" из только что вышедшей Антологии из восьми компакт-дисков. Надо сказать, что не успев увидеть свет, эта коллекция вызвала неоднозначную реакцию. В Клубе "Песня-ров" - ожесточенные споры. Одна из тем дискуссий : надо ли применять опробованный в мире рекламный стандарт, когда для продажи любого товара достаточно броской, яркой упаковки ? Целевые программы - особая гордость "Песняров" - оказались рассыпаны или упрятаны, как в данном случае, за шлягером - "Березовым соком"...
И, тем не менее... "Мороз рекордз" - единственная фирма, не побоявшаяся вложить средства в абсолютно рискованное мероприятие. После 12 лет молчания мир снова может слушать диски "Песняров", но уже не виниловые, а лазерные!

БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНИИ
(взгляд из Москвы)

БОРОДА - Ну вот, все вроде бы сказано и нечего больше добавить...
ЧЕ ГЕВАРА - Ну как же нечего, а борщ ?
Б. - О! Об этом стоит рассказать. Знаменитый поливодовский борщ... Секретов его Игорь не раскрывал даже жене. Помню, звоним в Минск - ехать на премьеру "Максима": а борщ будет ? Без этого уже нельзя - это стало его визитной карточкой. Причем готовит сразу чуть ли не целое ведро. Даже в голодные годы старался "держать фасон".
Ч. - Да, жалко ты меня опередил в этом вопросе, но и мне улыбнулось счастье - и не раз -отведать знаменитого борща.
Б. - А песняровская газета, о которой упоминает здесь Дайнеко ? Она же выпускалась тиражом всего 1 экз. И всего вышло 6 номеров с 1980 по 1989г.
Ч. - Можно даже сказать, что это была стенгазета. Интересно, что уже тогда, в 1980 г., он уловил будущие тенденции, и на месте газетных орденов воспроизвел металлический рубль. Больше всего мне понравилось - там, где цена - написано: цена чистого листа бумаги 6 коп. Ну и все такое прочее...
Б. - Затея Игоря настолько понравилась, что там "печатались" практически все участники ансамбля под псевдонимами, которые они сами себе придумали. Был там один художник... Ныне заслуженный артист.
Ч. - Это был настоящий "капустник" на бумаге. И что меня поразило сразу - это ровные столбцы колонок. А ведь в то время еще не было компьютеров, все выполнялось на пишущей машинке. Кто работал - поймет.
Б. - Вспоминаю 1978 год. Я как-то уже привык к Гилевичу и вдруг гляжу - новый пианист. Гилевич тогда заболел серьезно и взяли Игоря. Потом -1979 г. - год десятилетия "Песняров". Программа календарно-обрядовых. Понравилось, что там много песен и обработок Поливоды.
Ч. - Появилась другая культура исполнения ?
Б. - Как никак в коллективе появился музыкант-классик...
Ч. - И дипломированный композитор.
Б. - Да, об этом уже упоминалось: что после Консерватории, став дипломантом Всесоюзного конкурса пианистов, он, подумав как следует, решил снова поступить в Консерваторию - уже на композиторское отделение.
Ч. - Кстати, после конкурса Игорь работал солистом Белорусского симфонического оркестра, дирижером которого был... японец, о чем он частенько вспоминал.
Б. - А какие капустники он устраивал в Консерватории - до сих пор все вспоминают с восторгом ! Он всегда попадал точно в "десятку". Во времена "царствования" Раймонда Паулса он делает, конечно же, "Раймонду" в новогоднем вечере на ТВ...
Ч. - Но вернемся к "Песнярам". Он ведь несколько раз то уходил, то приходил в ансамбль. Такое, по-моему, было дозволено мало кому ?
Б. - Талантливейший человек! А талант и режим - вещи несовместимые.
Ч. - Начиная с программы "обрядовых" в 1979 г. Игорь сразу заявил о себе. Но вот собственная программа - это действительно мечта. Он ведь признавался, что воспитывался на добротной старой английской музыке. И, видимо, обращение его к Р.Бернсу не случайно : здесь он, наконец, нашел себя.
Б. - И случилось это в октябре 1981 г. Первые 4 песни из знаменитой сюиты начали тогда свою обкатку по Подмосковью. Интересно, что вся сюита (14 произведений !) нигде не исполнялась. Была лишь случайно записана на репетиции. Открывалась она изумительной гитарной увертюрой в исполнении Вл.Ткаченко, затем, следовало хоровое вступление, открывающее программу(на компакт-диске оно отсутствует из-за технического повреждения пленки), и такое же хоровое было завершение программы (на компакте - "В эту ночь сердца...").
Ч. - В финале эта песня, слава богу, сохранилась. На фирме "Мороз рекордз" сказали, что при появлении новых технологий восстановления таких повреждений, они ее обязательно восстановят.
Б. - Еще не вошла, к сожалению, просто потрясающая "Песня солдата" в исп. Вл.Мулявина. Она шла сразу же после "Когда бесцветна...", что видно даже из текста.
Ч. - Одним словом работы для хорошего исследователя тут хватит на всю жизнь. Слава богу, что лед тронулся, и теперь все имеют право услышать то, что было доступно лишь немногим.
Б. - Думаю, необходимо дать людям услышать и его оркестровые произведения и программы, сделанные им в оркестре М.Финберга - это же просто потрясающая музыка !
Ч. - Вспоминаются гастроли "Песняров" в Ялте, в августе 1983 г.
Б. - Ну это вообще верх блаженства : мало того отдыхать, так и еще и наслаждаться любимой музыкой !
Ч. - Так вот, там, после знаменитого мулявинского "Разлада", начали кричать: "Антисоветчина !" Поднялся шум. А затем, полились волшебные мелодии Поливоды. Вот какая рецензия была на "Веселых нищих" в Ялте: "...И.Поливода - это изюминка ансамбля (да простят другие музыканты). Стремительный, реактивный, зоркий. Искрящийся огонек! Легкость и свежесть ставят даже как-то особняком его произведения. Все-таки здорово, когда в программе есть и "изюминка" и "гвоздь"! Впервые у "Песняров" появились танцевальные песни, хотя они этого и не любят..." Здорово сказано, правда ?
Б. - А главное - все это сущая правда. В юности, еще до создания "Песняров", они с Мулявиным увлекались английским "Битлз", потом, в Консерватории Игорь всерьез изучал старинную английскую классику, отсюда и пошло...
Ч. - А нельзя ли предположить, что Поливода пытался создать из "Песняров", так сказать, "Битлз" высшей ипостаси, нового что ли всемирного уровня ?
Б. - ...или из "Песняров" сделать "Чикаго", которым увлекался Мулявин. Вопрос сложный и неоднозначный. А право на эксперимент имеют все.
Ч. - После "английской", как мы ее сейчас обозвали, программы Р.Бернса была "Война", то бишь знаменитая программа "Через всю войну" (1984 - 1985 ), вышедшая затем на последнем виниловом альбоме "Песняров". И вот, через 12 лет она появляется, правда частично, на новых компактах (под названием "Дрозды"). Там почти все обработки сделаны Поливодой и его товарищами : Борисом Бернштейном и Владимиром Ткаченко.
Б. - Которые затем долго работали снова вместе в оркестре М.Финберга. Заметь, Михаил Яковлевич обладает замечательной способностью собирать лучших музыкантов, оказавшихся случайно не у дел. Только бывших "песняров" в разное время у него перебывало 7 человек ! Большое ему за это спасибо.
Ч. - Мне кажется, в оркестре Финберга Игорь раскрылся полностью, во всю ширь. Все-таки, создать 3 огромные программы, задействуя все силы большого оркестра и даже привлекая извне - это о чем-то говорит.
Б. - Такова натура Игоря - широкая и ненасытная. Он поистине жаден до творчества. Бывало, находясь в Минске, мы можем и не встретиться с ним - полностью уходит в работу, запирается и отключается от внешнего мира.
Ч. - Зато потом, Гога - как его звали друзья - собирал друзей со своим уже знаменитым борщем и искрящимся юмором.
Б. - Когда в компании заходила речь: "а откуда вы родом?", он отвечал: "Я - башкир, от слова "баш" и слова "кир"!
Ч. - Хорошо бы проводить регулярные Вечера его памяти, хотя бы раз в год: 1 марта или 16 мая, на день рождения.
Б. - Проведение таких вечеров дело очень сложное и хлопотное. Вот, например, пришел сигнал из Минска: руководство Союза композиторов ( не будем называть фамилию ), обязавшееся устроить банкет после нынешнего Вечера памяти, уехало в Москву, оставив ящик водки и 2 батона колбасы...
Ч. - Думаю, это недоразумение. Хотя препятствия ощущаются повсюду. О чем говорить, если идея создания этого буклета о Поливоде сначала не нашла понимания даже у московского Объединения "Батьковщина". Занимаетесь, говорят, никому не нужной ерундой. Принципиальный отказ в самый критический момент — как удар в спину. Потребовалось много усилий и выдержки.
Б. - "Это" нельзя съесть, нельзя выпить. Значит, по их мнению, "это" никому не нужно...
Ч. - И все же, нашлись люди, в трудный момент протянувшие нам руку помощи. А с Союза композиторов мы по приезде в Минск, надеюсь, снимем необоснованные обвинения. О чем и сообщим в следующем номере, который - не смотря ни на что - обязательно выйдет.
Б. - На этой оптимистической ноте предлагаю считать нашу беседу завершенной. Лады?
Ч. - Лады.

Год испытаний ансамбля "Песняры"
[attach=1]10 января 1997 года в Москве от сердечного приступа скончался один из основателей ансамбля "Песняры" - Валерий Яшкин. Его фотографию можно увидеть на первых 2-х пластинках. В течение неполного года это уже пятая потеря в ансамбле !!! Начиная с 28 февраля 1996 года один за другим ушли из жизни бывшие участники ансамбля: Игорь Поливода, Владимир Николаев (ошибка составителей - О.В.), Юрий Денисов, Валерий Яшкин, появилась информация о смерти Октая Айвазова... Всего же за всю историю "Песняров", начиная с 1972 года погибло и умерло 7 человек!!! Таких масштабных потерь еще не знал музыкальный мир ! Начало этому положила гибель Валерия Мулявина во время гастролей "Песняров" в Ялте летом 1972 года. Об этом трагическом событии еще долгие годы ходили разговоры по всей стране. 20 марта 1993 года в Минске покончил с собой бас-гитарист Эдуард Тышко... И вот наступил роковой год - год испытаний ансамбля, унесший жизни сразу пяти человек! Коснулись потери и семей участников ансамбля. Этот год словно подвел определенную черту под творчеством коллектива, испытывая его на прочность: ведь Валерий Яшкин умер сразу после выхода в свет коллекции из 8-ми компакт-дисков "Песняров".
С 1975 года Валерий Яшкин был режиссером и создателем первых отечественных рок-опер. После дебюта оперы-притчи "Песня о доле" с анс. "Песняры", он продолжил эксперименты в этом жанре, поставив две рок-оперы с анс. "Ариэль": на стихи С.Есенина "Емельян Пуга-чев"(1978 г.) и на стихи А.Вознесенского "Мастера"(1981 г.).
Последние 15 лет Яшкин - режиссер эстрадных концертов и фестивалей, среди которых можно было встретить как масштабные постановки (знаменитый рок-фестиваль на стадионе "Измайлово" с участием Карлоса Сантаны, концерт-бал в Колонном зале, посвященный 300-летию Российского флота и проходивший там же юбилейный вечер к 100-летию со дня рождения С.Есенина), так и небольшие, но очень нужные вечера памяти ушедших мастеров (памяти Георга Отса, Рашида Бейбутова, Владимира Мигули, Батыра Закирова, готовился - памяти Леонида Енгибарова).
Он был одним из "первооткрывателей", давший миру на его первых "стадионных" концертах таких звезд, Лайма Вайкуле и Владимир Пресняков. Не отказывался он и от "грязной работы", делая постановки как в эпицентре Чернобыля, так и в пострадавших местах Гомельской и Брянской областей.
Перед смертью он успел написать уникальную книгу-учебник по постановке рок-опер — "На полпути от эстрады к театру", которая сразу стала бестселлером.
"Для творческого метода Яшкина характерно все делать "с нуля": и сценарий, и постановки, иногда — участие, — говорит один из руководителей Госконцерта А.Л. Диких, — и это потеря невосполнимая"...
Последние слова, оставленные им на только что вышедших компакт-дисках, написанные словно на одном дыхании, помогают лучше понять, раскрыть его творческую душу. На своем последнем "выступлении" он явился автором блистательных текстов, комментатором и поделился своим уникальным фотоархивом.
Похороны Валерия Яшкина, "песняра", поэта, режиссера, кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля искусств России, лауреата международных конкурсов состоялись после панихиды в театре Эстрады, 14 января 1997 года на Митинском кладбище в Москве, близ монумента Героям Чернобыля.

[attach=1]
Фирма "Мороз рекордз" выпустила 8 компакт-дисков "Песняров". Начиная со следующего номера мы будем подробно останавливаться на каждом из них. Поговорим об истории создания песен, авторах, вариантах их исполнения и т.д. С предложениями, в том числе и критическими, просьба обращаться по тел. ..., или в Клуб "Песняров" по тел. ...

Московское общество друзей ансамбля "Песняры"



Редактор: ЛАШКОВ В. Б.
Редколлегия: ПОЗНЯК В.В., КОЖУХОВА М.В., ПТИЧКИН М.Н., НЕВЕЖИН А.П.
Подписано в печать 26.02.97 г.Москва. Зак. 21. Тираж 1000 экз.

p01.jpg

p01.jpg

 
Песняры:СправкаМузыкантыДискографияПесниКонцертыФотогалереяПубликацииНовостиОбсуждение