ПЕСНЯРЫ.com - Сообщение форума: Песняры

Добро пожаловать на ПЕСНЯРЫ.com - Форум. Войдите или зарегистрируйтесь.

Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Форум

Парад ансамблей

Поиск по сайту:


Белорусские песняры
Лявоны
Лявоны-песняры
Молодёжная студия ансамбля "Песняры"
Песняры
Песняры (1998)
Песняры (БГА)
Песняры И. Свечкина
Песняры п/у Л. Борткевича
Сольные проекты музыкантов ВИА "Песняры"
Спадчына
Студия "Лявоны" при БГА "Песняры"

Мы в ВКОНТАКТЕ

Песняры:СправкаМузыкантыДискографияПесниКонцертыФотогалереяПубликацииНовостиОбсуждение

Для добавления и изменения информации на сайте необходимо авторизоваться на форуме.

xx Записки "песняра" - фрагменты из книги воспоминаний Владимира Николаева

01 июля 2006, 19:15:45 от Статья
Фрагменты неизвестной жизни самого известного советского ансамбля
Наша газета начинает публикацию фрагментов воспоминаний из будущей книги лауреата премии Ленинского комсомола, композитора и артиста эстрады, "крестного отца" знаменитой песни "Вологда", бывшего участника ансамбля "Песняры" Владимира НИКОЛАЕВА.


        Как я стал "песняром"
        Меня часто спрашивают, особенно музыканты, как я умудрился попасть в такой знаменитый ансамбль, тем более в самом зените его славы. Дескать, "Песняры" - коллектив белорусский, и все в нем были белорусы. А тут какой-то никому не извест-ный парень из вологодской глубинки...
        Начать надо с того, что сам основатель и бессменный руководитель "Песняров" Владимир Мулявин - отнюдь не белорус, хотя и выглядит как стопроцентный "бульбаш", и поет по-белорусски без акцента. А родом он из Свердловска, самый что ни на есть русский. Просто служил в армии в Белоруссии, там и создал костяк будущего коллектива. После армии на родину не поехал, а стал работать с ребятами в белорусской филармонии в ансамбле "Орбита-66" под руководством Изи Каплана. Позже "команда" Мулявина выделилась в самостоятельную группу, которой дали сугубо местное имя - "Лявоны". Кстати, на первой - еще "гибкой" - пластинке, выпущенной фирмой "Мелодия" в конце 60-х годов, где была впервые записана знаменитая песня "Ты мне весною приснилась", название ансамбля почему-то было "Лявониха".
        В 1969 году в Москве проходил четвертый всесоюзный конкурс артистов эстрады. Ребята собрались туда, хотя никакой помощи от филармонии не получили. Я уже не говорю об инструментах и аппаратуре, даже костюмами им не помогли.
        Однако Министерство культуры Белоруссии было не против, чтобы молодые музыканты попробовали силы на престижном конкурсе, и даже объявило конкурс на лучшее название коллектива. Победителю была обещана денежная премия.
        Название "Песняры" придумал басист "Лявонов" Тышко. Оно понравилось и в Министерстве культуры, и самим ребятам. Только вот никакой премии Тышко так до сих пор и не получил...
        Слава к "Песнярам" после конкурса пришла мгновенно, настолько интересным и своеобразным был коллектив, созданный Мулявиным. Публика ломилась на концерты, и "Песняры" для миллионов слушателей в СССР стали как "Битлз" для всего остального мира.
        Вот в такой коллектив я и был принят - никому не известный музыкантишка, да еще из какой-то Вологодской губернии, про которую многие и слыхом-то не слыхали, где это такая находится... Но то ли так уж было Богу угодно, то ли мое упрямство сыграло роль вместе с везением. Вообще я думаю, если человек чего-то сильно захочет, то может добиться своего. А мне очень хотелось стать "песняром". Только - как?
        Тут как раз случился у меня "прокол" в родной Вологде.
        Четыре года после музучилища работал я музыкальным руководителем в клубе города Красавино, что под Великим Устюгом, но мечтал о профессиональной сцене. И решил попытать счастья в Вологодской филармонии.
        Приехал в областную столицу и не знаю, как дальше быть. Тут случайно встретился со знакомыми музыкантами. Кое с кем из них я по вечерам играл в кафе "Юность", когда еще постигал музыкальные азы в училище. А теперь они работали в филармонии, в одной из концертных бригад, разъезжавших по колхозам и деревням, приобщая сельских тружеников к прекрасному. Вот эти ребята и предложили мне по простоте душевной работать вместе с ними.
        Но не тут-то было! Оказывается, следовало пройти нечто вроде приемной комиссии, короче - ценз. Во главе этого дела стоял небезызвест-ный в Вологде певец и худрук Геннадий Иванович Соболев. Он-то меня и "зарезал". То есть признал профнепригодным для важного дела несения музыкальной культуры в сельские массы...
        Но в жизни иногда бывают странные случаи, переворачивающие судьбу человека самым неимоверным образом. Так и со мной.
        Выхожу я, убитый, после провального просмотра из зала филармонии и встречаю в фойе еще одного знакомого - саксофониста и кларнетиста Владимира Анкудинова. С ним была связана история, когда меня в училище стипендии лишили. А дело было так...
        Владимир во времена моего учения уже был профессионалом и работал вместе с тремя музыкантами. Тогда в моде были "тихоновские" квартеты - контрабас, гитара, баян или аккордеон и кларнет. Владимир в составе такого квартета часто выступал у нас в училище. Я увлекся их музыкой и попросил кое-какие ноты из их репертуара. А в ту пору у нас в коридоре училища висел плакат: "Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь". Я же осмелился играть по Володиным нотам в "храме искусства" какое-то непотребство. И хотя эта музыка не имела никакого отношения к настоящему джазу, тем более что была написана нашими советскими композиторами, но меня на три месяца лишили стипендии, которая составляла целых 13 рублей. Трагедия! Общежития не было, приходилось платить за койку 10 рублей в месяц, а у отца в деревне пенсия - 70 рублей на шестерых человек! Впрочем, выход нашелся: тогда-то я и стал прирабатывать вечерами в кафе "Юность"...
        И вот теперь этот самый Володя Анкудинов стоял в фойе филармонии и разговаривал с импозантным, хорошо одетым мужчиной. Мы поздоровались и познакомились. Оказалось, что собеседник Владимира - художественный руководитель Липецкой филармонии Владимир Абрамович Штульман. Раньше он тоже работал в Вологодской филармонии и по старой памяти привез в Вологду популярный в то время ансамбль "Новый электрон".
        "Новый электрон", как и многие ансамбли, работал с программой "концерт-бал": полтора часа концерта, а потом час - танцы в фойе. И снова - потрясающий случай: на следующий день коллектив должен был выступать в моей родной Чебсаре! Естественно, что мы договорились вновь встретиться там.
        ...За стеной в фойе Чебсарского Дома культуры шпарил танцы "Новый электрон", а мы с Владимиром Абрамовичем сидели в пустом зале и вели разговор "за жизнь". Он спросил, чем я сейчас занимаюсь и какие у меня планы. Я поведал. Он поинтересовался, что я умею, кроме музыки. "Пантомимой увлекаюсь, - ответил я, - но опыта пока что маловато". Он почему-то заинтересовался: "Покажи что-нибудь".
        Нас было двое. Он - в зале, я - на сцене. Почему-то я сразу согласился и, не стесняясь, показал, что умел. Мне показалось, что смеялся он искренне. А потом вдруг предложил: "Мы завтра выступаем в Шексне, давай с нами".
        Боже мой! Позавчера меня не приняли в "колхозную бригаду" областной филармонии, а завтра предлагают выступить в одном из лучших коллективов страны!
        На следующий день я приехал в Шексну рано и не находил себе места, пока не встретился со Штульманом. Он меня успокоил, сказав, что все будет в порядке, в чем лично я очень сомневался.
        Перед концертом мое волнение достигло предела, а когда музыканты "Нового электрона" ушли за кулисы отдыхать и объявили меня, сознание практически померкло.
        На сцену я не просто вышел, а элементарно вылетел как ошпаренный. Зрители засмеялись. Я оглядел себя со всех сторон: неужели не ту пуговицу застегнул или вообще впопыхах забыл где-нибудь застегнуть? Вроде бы незаметно провел рукой по брюкам - все нормально. Смех в зале - еще больше. А тут еще в горле пересохло, и я не хуже вороны прокаркал, что буду исполнять пантомиму. Смех зрителей перерос в хохот.
        Пантомима моя была построена на юморе и сатире, поэтому с такой предварительной подготовкой прошла на "ура". В зале веселились от души. "На бис" я исполнил еще одну короткую миниатюру. За кулисами смеющийся Штульман поздравил с премьерой и сказал: "Поедешь с нами в Вологду". - "Зачем?" - ошарашенно спросил я. "Будешь в программе. Выступаем два дня подряд, все билеты проданы".
        По пути из Шексны в Вологду огромный автобус "Нового электрона" завернул в Чебсару. Такого транспорта раньше в селе никогда не видели, и потому все население изрядно переполошилось. Это потом "электронщики" не раз заезжали ко мне в свободное время, да и не только они, но и другие известные люди. Последним из знаменитостей был в гостях Андрей Макаревич, но об этом - позже...
        А пока я спешно собирал в избе нехитрый скарб на дорогу. Взял только самое необходимое, потому что не знал, на какой срок уезжаю да и доеду ли дальше Вологды.
        Однако опасения оказались напрасными. Концерты "Нового электрона" во Дворце культуры железнодорожников прошли с большим успехом. Меня каждый раз вызывали на "бис". Это было как в сказке!
        На первом концерте, естественно, были вся Вологодская филармония и, конечно же, Геннадий Иванович Соболев. Я представил их удивление, когда они увидели меня на сцене, да еще с таким зрительским приемом. Ну да Бог им судья. Тем более что вместо "колхозной бригады" я попал в замечательный и всесоюзно известный коллектив. Хотя еще не знал, что передо мной открылась дорога в самый лучший ансамбль Советского Союза - "Песняры"...
19 комментариев | Написать комментарий
Песняры:СправкаМузыкантыДискографияПесниКонцертыФотогалереяПубликацииНовостиОбсуждение