ПЕСНЯРЫ.com - Сообщение форума: Песняры

Добро пожаловать на ПЕСНЯРЫ.com - Форум. Войдите или зарегистрируйтесь.

Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Форум

Парад ансамблей

Поиск по сайту:


Белорусские песняры
Лявоны
Лявоны-песняры
Молодёжная студия ансамбля "Песняры"
Песняры
Песняры (1998)
Песняры (БГА)
Песняры И. Свечкина
Песняры п/у Л. Борткевича
Сольные проекты музыкантов ВИА "Песняры"
Спадчына
Студия "Лявоны" при БГА "Песняры"

Мы в ВКОНТАКТЕ

Песняры:СправкаМузыкантыДискографияПесниКонцертыФотогалереяПубликацииНовостиОбсуждение

Для добавления и изменения информации на сайте необходимо авторизоваться на форуме.

xx За полчаса до весны…

09 ноября 2008, 23:25:30 от Дима
«За полчаса до весны...»


Они ворвались в бурную музыкальную жизнь страны в начале семидесятых. И навсегда остались в ней высокой нотой — лирической и щемящей. Их аудитория не зависела от политических пертурбаций, временных рамок и пограничных условностей — они были и остаются дороги каждому, кто живет на постсоветском пространстве. Белорусский государственный ансамбль «Песняры» — не только история Советского Союза, это история нашей любви, биение нашего сердца. О чем сегодня поют волшебные голоса Беларуси, в чем секрет их небывалой популярности рассказал директор и художественный руководитель БГА «Песняры» Вячеслав Шарапов.

— Аксиома: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Ваш парусник долгие годы именуется гордым именем «Песняры». Тяжела она, шапка Мономаха? Особенно сегодня, в жестких условиях шоу-бизнеса?

— У нас с шоу-бизнесом несколько своеобразные, я бы даже сказал, отстраненные отношения. Нас сегодня нет в «топово-хитовых» списках российских исполнителей по разным причинам. Во-первых, российский шоу-бизнес имеет свои законы, свою структуру, сложившуюся в постсоветское время, в которую мы не вписываемся. Во-вторых, у нас есть свои принципиальные позиции, чуждые этой самой структуре, — прежде всего, «живой» звук. Кроме того, нас поддерживает Белоруссия, а половину средств зарабатываем мы сами. Так что нам не стоит из кожи вон лезть, чтобы только удержаться на плаву, у Белорусского государственного ансамбля есть свой офис, своя прекрасная студия. Мы имеем возможность покупать новые инструменты, заключать контракты, ездить с гастролями по городам и весям не только бывшего Советского Союза, развиваться. Да, было тяжело. Особенно после смерти основателя и руководителя ансамбля Владимира Георгиевича Мулявина. Тогда начались распри в коллективе, о которых сегодня горько вспоминать. Но со временем пришло осознание главного: «Песняры» не могут без Белоруссии, а Беларусь не может без «Песняров». Это помогло встать на ноги, все преодолеть. Парусник под названием «Песняры» плывет достойно. Об этом можно судить по тому, как нас принимает публика.

— С момента создания «Песняры» считались не только суперпрофессиональным, но и высококультурным коллективом. Эта планка осталась и в постсоветское время. Однако последние несколько лет «биография» музыкантов ансамбля разделилась: есть «Белорусские песняры», куда вошел практически весь первый состав ансамбля и которых так и не принял «крестный отец» Владимир Мулявин, есть вы — БГА «Песняры». Между двумя коллективами не такие безоблачные отношения. Почему?

— Музыканты «Белорусских песняров» уволились из государственного коллектива в 1998 году. Это было довольно шумное событие, которое сопровождалось рядом скандалов, массой кривотолков в прессе. «Развод» был вызван прежде всего творческими соображениями. «Белорусские песняры» — мы их называем «Песняры без усов» — попытались создать свою собственную традицию, опираясь на моду тогдашнего времени: «ударились» в припопсованную музыку, стали перепевать песни «Bee Gees», писать авторские композиции. Ничего не хочу сказать: профессиональные, интересные мелодии. Но при этом ни один концерт у них не проходит без тех песен, которые полюбились людям еще на пике популярности «Песняров». В этом неудобство их позиции: с одной стороны, брэнд «Песняры» заставляет оставаться в рамках традиции. С другой — как же тогда доказывать собственную состоятельность?

Мы же четко придерживаемся мулявинской стилистики, созданной на пике 70—80-х годов, стараемся работать в рамках этой традиции, писать новые песни, опираясь на то, что требовал от музыкантов своего коллектива его создатель Владимир Мулявин.

— Насколько мне известно, Владимир Мулявин не был белорусом. При этом он создал такой мощный коллектив с ярко выраженной национальной стилистикой, которому завидовали многие ВИА, позавидуют и нынешние многочисленные и в большинстве своем безликие группы. В чем, на ваш взгляд музыканта, секрет успеха белорусской песни в исполнении «Песняров» под руководством русского человека Владимира Мулявина?

— Это верно, сам Владимир Георгиевич родом из Свердловска. Он имел редкостное дарование — впитывать фольклорные «изюминки», аранжировать их на свой манер, не «калеча», а украшая народную песню. Началось это в Белоруссии, где Мулявин служил в армии. Там он и познакомился с будущими «Песнярами» первого поколения. Они прошли серьезную школу мужества, когда, превозмогая все трудности воинской жизни, находилось время для первых творческих экспериментов. Мулявин ухом русского человека слышал белорусскую речь, ухом русского человека чувствовал народную мелодию и вычленял из нее то, что «мешало» уху русского человека слышать песню. Он просто брал и переделывать текст, музыку, оставляя основу, фольклорный ритм, гамму. Причем это создавалось в период расцвета мировой культуры. Многие песни созданы под влиянием «Биттлз». И это оказалось убедительным и актуальным.

Песни ансамбля сразу нашли своего слушателя. При наличии в Советском Союзе одного-двух каналов «Песняры» сразу стали популярны. В музыке «Песняров» никогда не было пошлости, все стилистически выверено, там — национальные корни, там — серьезная, шикарная поэзия. Все то, что проверено временем. Поэтому появление на советской эстраде «Песняров» сразу было обречено на успех. Но и сегодня мне интересно работать с нынешним составом «Песняров». Пока музыкантов в коллективе 11, но мы хотим, чтобы нас было 12. Недавно разговаривали на этот счет с солистом первого поколения «Песняров» Анатолием Кашепаровым (исполнителем «Вологды» —авт.), он вернулся из Соединенных Штатов, пока осматривается на родине, в Белоруссии, и склоняется к тому, чтобы вернуться в ансамбль, где сегодня играют и поют молодые виртуозы. На имя «Песняры» гордо откликаются студент последнего курса факультета народных инструментов Белорусского государственного института культуры и искусства, наш духовик Александр Жих, который владеет и флейтой, и дудочкой, и жалейкой, даже соломинкой, много у него в арсенале всякой всячины; талантливый скрипач Владимир Бодунов, самоучка, виртуоз-ударник Сергей Шкурдзе; бас-гитарист Андрей Щитковец, соло-гитарист Леонид Веренич; «бог» клавишных Роман Козырев, солист-вокалист, ритм-гитара Вячеслав Исаченко; солист-вокалист, акустическая гитара — Олег Железняков; самый молодой солист-вокалист ансамбля Андрей Усанов и ваш покорный слуга.

— В период расцвета ансамбля для «Песняров» писали лучшие поэты и композиторы. После распада Советского Союза с кем вы сотрудничаете?

— В период распада, длившийся с середины 90-х и закончившийся в 2005 году, были порушены многие творческие и административные связи. В том числе связи с ведущими композиторами и поэтами. Сейчас мы эти связи понемногу налаживаем: есть договоренность о сотрудничестве с Давидом Тухмановым и Александрой Пахмутовой, для нас продолжает писать песни Игорь Лученок. Две новые его песни войдут в альбом «Песняров», основанный на стихотворениях белорусских поэтов XIX века. Мало кому известная, но шикарная поэзия. Альбом выйдет приблизительно году в 2010-м. Есть два варианта названия альбома: «Я литвин» или «Краса весны земли тутейшей». А в конце этого — начале следующего года мы еще должны закончить альбом на стихи нашего белорусского классика Янки Купалы. Приблизительное рабочее название «Счастливость». Даже в «великом и могучем» русском языке эквивалент такому слову не найдется. А в белорусском оно есть!

— Стилистике «Песняров», созданной Мулявиным, скоро сорок лет. В нынешнем составе Белорусский государственный ансамбль существует более пяти лет. Не было желания что-либо изменить и в стилистике, и в подборе, и в исполнении песен?

— Новое привносится поневоле. Во-первых, в ансамбле поют молодые музыканты, каждый по-своему талантлив, у каждого свое понимание песни. И та неповторимая краска, которую он несет, интересна и увлекательна по своей природе. Но все равно вы скажете: это поют «Песняры».

Есть еще одна стезя, по которой мы идем: это переосмысление классической музыки. Наверное, года три назад в репертуаре ансамбля появилась песня а капелла «Полонез» на знаменитую музыку Огинского. Сейчас начинаем работать над «Лунной сонатой» Бетховена. Может, еще подберем несколько произведений из этой серии. Работать интересно! Нам в наследство остался богатый музыкальный пласт. Из этого можно сделать и современную классику, и фольк, и современную песню. Хотя сегодня жанр песни находится в опасно «облегченном» состоянии. Мы стремимся сохранить серьезное отношение ко всем составляющим песни: и к поэзии, и к музыке, и к профессиональному исполнению, и к наличию интересных мелодических контрапунктов. Чтобы это было интересно и сейчас, и через неделю, и через несколько лет. Потому что сколько раз ты поплачешь над аранжировкой, столько раз к тебе твой труд вернется аплодисментами благодарного зрителя. Хотя бывает и так, что в течение двух-трех дней рождается песня, простая, легонькая, без особых притязаний. А потом становится хитом на все времена.

Так было с «Вологдой». За ночь была сделана аранжировка, спешно разучены слова и гармония, исполнена с иронией. А потом коллектив стал заложником этой песни. Все серьезные музыканты — а через коллектив за сорок лет существования прошло более 60 профессионалов — на каждом концерте исполняли именно «Вологду», хотя серьезно к ней никто не относился. А народу нравилось! Нас узнавали именно по этой песне. И на концертах ее зал поет уже самостоятельно. А сколько хороших, серьезных песен, над которыми работали месяцами, годами, было загублено «по настоянию зрителя». Работа на публике — это ведь работа с коллективным разумом. Если не пошла песня — значит, не пошла. Один раз поем, второй. Но чувствуем сразу — пролетела! И тогда Владимир Георгиевич навсегда вычеркивал песню из репертуара, оставляя ее в виде этюда.

— А сколько сегодня песен в репертуаре Белорусского государственного ансамбля «Песняры»? И распевается ли дома его художественный руководитель?

— Песен множество! Наверное, если бы мы взялись исполнить все в одном концерте, то затратили бы на это четыре-пять часов чистого времени. В Майкопе мы покажем и новые работы на стихи наших классиков Купалы и Богдановича, и старые, любимые, которые, надеемся, подпоет нам зал. Много песен для ансамбля пишу я сам. Но никогда из студии домой не приношу послушать новые композиции, чтобы услышать оценку родных и близких: «Таки — да, талант!» Боже упаси! Дома как музыкант я вообще полностью «отсутствую». Я там муж, папа, хозяин, но только не руководитель ансамбля «Песняры». Даже на семейных застольях, когда гости просят спеть что-нибудь, не пою никогда, это вопрос принципиальный. Уже все привыкли.

— У вас трое детей. Не мечтаете, чтобы их голоса зазвучали в многоголосии «Песняров»? О поющей династии не подумываете?

— Ни в коем случае! Потому что это работа на эмоциональный износ. И хотя детки у меня талантливые, лучше пусть выбирают себе что-то поспокойнее. Младшие дочь и сын — еще совсем крохи, рано им о будущем думать. Старший сын от первого брака — ему 22 года — заканчивает Минский высший государственный колледж связи. Сейчас время бурного развития коммуникации. Так что, почему бы и нет? Тем более что времена бурного развития музыки все равно прошли.

— То есть теорию Эдуарда Ханка о волнообразности успеха вы поддерживаете?

— Эдуард Семенович, прекрасный человек и талантливый композитор, наш большой друг, несомненно, прав. Волна бешеной популярности «Песняров» вернется. Может, не сегодня, а завтра. Когда надоест молодым слушать безголосых и бездушных исполнителей. Вообще, волна, то есть падение и взлет, — это как вдох и выдох. И в музыке, и в жизни без этих составляющих нельзя. Не дышится. Да и взлета без падения не бывает. А пока у «Песняров» восхождение: столько работы, как гастрольной, так и студийной, что расписана она лет на пять вперед. Как там в фильме? «До весны, боюсь, не управимся!». Это значит только одно: артист востребован, его искусства ждут. Что может быть лучше?

Интервью вела
Карина Кадиева.
"Советская Адыгея", 30.10.2008г.
5 комментариев | Написать комментарий
Песняры:СправкаМузыкантыДискографияПесниКонцертыФотогалереяПубликацииНовостиОбсуждение