Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Парад ансамблей

Мы в ВКОНТАКТЕ

 

Не стало Нелли Захаровны Богуславской

Автор Ирина Голубцова, 29 января 2018, 20:28:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Ирина Голубцова

https://m.kp.by/daily/26787/3821536/
На странице Сергея Трефилова в Фейсбуке появилась эта скорбная информация...
Вчера вечером смотрела фильм Владимира Орлова и почему-то ждала, что Нелли Богуславская тоже появится в этой киноленте с воспоминаниями...
Светлая память.
"Ничего не бывает потом..." (А. Карташов)

Eugene

CD "Песняров", выпущенные фирмой "Ковчег", продаются в магазинах:
- Новое искусство
- Выргород
- Дом культуры
- Музыкальный бутик

modest

    
    В историю она вошла [даже больше], как покровительница будущих Песняров, приютившая их, кормилица и благодетельница.
    Очень приятно было с ней беседовать (перед 60-летием Мулявина) - с каким счастьем она вспоминала о работе и поездках  с Мулявиным, Кармальской и Мисевичем в годы своей молодости! И сожалела, что они ушли, понимая, что не могла стоять у них на пути...
"Может в 3001-ом году наши песни ещё услышат..."

Arkady


Вячеслав


Автор - Сергей
Опубликовано: 29 янв. 2018 г.
Памяти Заслуженной артистки Белорусской ССР певицы Нелли Богуславской (21.06.1935,г.Кривой Рог-28.01.2018,г. Минск). Музыка Евгений Глебов, стихи В.Орлов, ансамбль Орбита-67, запись 1968 года.
"Это же питекантроп. Мягкое обращение он принимает за слабость" (Аркадий и Борис Стругацкие. Попытка к бегству)

Arkady

Нелли Богуславская
«Ты посто-о-о-о-о-о-й!!!», или Начало начал

Зимой 1967 года мой муж Измаил Капланов собирал для меня аккомпанирующий музыкальный ансамбль. После рождения ребенка я начинала новую жизнь на белорусской эстраде. Раньше мне приходи¬лось выступать номером в сборной концертной программе, а теперь, после победы в конкурсе, на котором выступала вместе с Виктором Вуячичем, я имела право петь сольное отделение. Отныне у меня был свой коллектив, который в филармонических рапортичках именовался «Бригада Богуславской». Музыканты должны были соответствовать. Ими оказались пришедшие из армии Володя Мулявин и Влад Мисевич, а также гобоист симфонического оркестра филармонии Валерий Фро¬лов, который у нас играл на бас-гитаре, ритм-гитарист Юрий Мари-новский, трубач из оркестра Белорусского радио под управлением Райского Михаил Гольдштейн и ударник Марк Шмелькин. Сам Капла¬нов играл на клавишных, Мисевич — на саксофоне и флейте, а Володя Мулявин — на соло-гитаре. Короче говоря, ансамбль подобрался заме-чательный, а назвали его ребята «Орбита-67» (причем писали «ОР-бита», имея в виду вовсе не путь движения небесного тела по косми¬ческим просторам, а завуалированное словосочетание «Оркестр БИТА», что призвано было таить в себе определенную интригу).
Мы сделали новую программу, прошли все сдачи и просмотры, получили добро филармонического худсовета и Министерства культуры — и с головой окунулись в гастрольную жизнь, колеся по Союзу и родной Беларуси. Наши концерты проходили с неизменным успехом, нравились публике. А нам нравилось ощущать, как мы растем, как становимся все более уверенными, набираем репертуар, приобретаем опыт. Нравилось чувствовать свою молодую силу, понимать, что мы нужны публике и что у нас есть возможность воздействовать на нее, создавать настроение. Всё в наших руках, мы — профессионалы, и вся жизнь у нас впереди! Мы были — одна бригада, проводили вместе большую часть суток. А гастроли длились недели и даже месяцы. Всех это устраивало, ведь жилья почти ни у кого из нас не было. Местом нашего проживания и работы были концертные площадки, гостиницы, поезда, вокзалы и аэропорты. Мы тесно общались, знали друг о друге почти всё, жили одними интересами и по одному расписанию.
Вот тогда-то мы и подружились по-настоящему с семьей Мулявиных.
В отличие от Володи его Лида (в свое время довольно известная эстрадная артистка оригинального жанра Лидия Алексеевна Кармаль-ская) была очень практичным человеком. Наша ровесница, она облада¬ла куда большим жизненным опытом, чем все мы, вместе взятые. Она прекрасно управлялась со всеми бытовыми делами. А умела всё. Хоро¬шо готовила, вязала, шила, что-то вечно мастерила, была замечатель¬ной собеседницей и рассказчицей, ее обожали дети и животные. Без преувеличения, в нашей группе она была неким центром. Не лидером, но именно центром. Отлично разбираясь в людях и трезво взвешивая любую ситуацию, она вечно кого-то за что-то поругивала, что-то кому-то подсказывала, советовала, кого-то с кем-то мирила, была всем нам нужна, и ее хватало на всех. Всегда строгая и требовательная, Лида вместе с тем обладала замечательным чувством юмора, любила и це¬нила шутку, сама хохотала заразительно и откровенно. И никогда не была эпицентром раздора. Умела вовремя расставить все точки над «i». Конечно, такая ситуация не всех устраивала. Есть ведь люди, которые испытывают дискомфорт, когда всем хорошо на фоне даже не очень хорошей жизни. Были такие, к сожалению, и в нашей бригаде, но — речь не о них...

Arkady

Советской эстраде тогда было еще ой как далеко до массового увле¬чения ВИА. Даже понятия такого не было в помине. Но уже существова¬ли ансамбли «Орэра» и «Дружба», которые приобретали все большую известность в стране. И если «Орэра» с его потрясающим мужским вокалом был одной из непосредственных предтеч «Песняров» (о чем Володя Мулявин говорил сам), то творчество ленинградского ансамбля «Дружба», аккомпанирующего и подпевающего Эдите Пьехе, подтолкну¬ло к зарождению «Песняров» косвенно, но вполне реальным образом.
В то время в репертуаре «Дружбы» в исполнении Эдиты Пьехи была русская народная песня «Вдоль по улице метелица метет». Обработку песни для нее сделал руководитель ансамбля (а одновременно и муж певицы) Александр Броневицкий. В этой обработке была одна изюминка: на словах «Ты постой, постой, красавица моя!» вступал хор, который красивым вокалом допевал куплет, эффектно задерживая верх¬нюю ноту. Мне очень нравилось.
Однажды на репетиции, отлично зная, что никто из моих музы-кантов никогда не пел, и даже не подозревая, что у кого-то из них может быть голос, я просто сказала вслух:
—   Да-а... А хорошо, если б кто-то из вас подпел мне таким же
образом!
И вдруг на наши уши обрушилась лавина:
—   Ты посто-о-о-о-о-о-й!!!
Это Володя спел ту самую фразу, в точности повторив все ее вокальные нюансы и тональность. Мы обомлели.
—   Да тебе петь надо! — заорала я.
Муля счастливо улыбался.
Вот так впервые выяснилось, что у него не просто голос, а голос с большим диапазоном, о чем впоследствии узнала вся страна.
То было время «битломании», покорившей весь мир. Теперь я по¬нимаю, что идея мужского ансамблевого пения просто носилась в воздухе. «Битлз» были первыми, кто ее подхватил. Вслед за ними ВИА начали появляться, как грибы после дождя. И стало очевидным не только то, что поющих музыкантов — огромное множество, но и то, что по вокальным возможностям они часто превосходили профессио¬нальных певцов. Наши ребята не были исключением. Оказалось, что от природы голоса есть у них у всех.
И Володя начал пробовать. Спонтанно, неожиданно вдруг предла¬гал каждому спеть определенную ноту по его руке. Выстраивался ак¬корд — стройный, чистый, а он то снимал его до pianissimo, то доводил до мощнейшего forte. Ребятам, да и всем нам, нравилось это звучание, умение по Володиной руке делать с этим аккордом то, что он хочет. Появлялся азарт, желание снова и снова делать новое, непривычное, но такое приятное и вполне подвластное действо. Успешно проходив¬шие повседневные концерты уже занимали меньше, ушли на второй план. Репетиции превращались в поиски того, что было за рамками концертной программы. Рождалось нечто новое, и ребятам хотелось идти ему навстречу.
Но это шло вразрез с интересами бригады. «Орбита-67» — хоть и поющий ансамбль, но все же аккомпанирующий, а им хотелось петь — мы все это уже понимали. Наше совместное творчество закан¬чивалось. На первый взгляд такой исход был логичен и закономерен. Но к обстоятельствам моего с «Орбитой-67» мирного «развода» при¬мешивалось и кое-что другое, оставшееся за кадром. Это «другое» было обусловлено тем, что обычно связывают с понятием «челове-ческий фактор».

Arkady

Наступило время отпусков, бригада разъехалась. А ребята остались вместе, приняв решение работать. По вечерам они играли на танцах, а днем занимались, искали себя в пении и даже уже пробовали какие-то миниатюры вставлять в музыку танцев. Но аппаратуры, которая бы давала возможность звучать одновременно всем поющим, не было. Микрофон-то был всего один, а для такой работы требовались другие технические возможности. Филармония ими не располагала. И нужно было сделать неимоверное, чтобы «выбить» аппаратуру, заставить руко¬водство вложить деньги, поверить в «рентабельность» зарождающегося коллектива. Нужно было «потрясти» начальство перспективами — толь¬ко тогда оно смогло бы поверить в успех нового дела. Выход был один — создать оригинальную программу. Они решились, и дело сдви¬нулось с мертвой точки, уже не казалось утопией,— наоборот, с каж¬дым днем приобретало всё более реальные очертания.
Поначалу, правда, «Лявоны» (ребята приняли новое имя) пытались, в подражание «Битлз», петь по-английски, но это увлечение отпало. «Лявоны», вскоре переименованные в «Песняров», выбрали единствен¬но правильное направление — самобытное, необычное, новое, никем ранее не использованное. Дальнейшее известно. Белорусская народная песня, очаровавшая некогда Володю Мулявина и чудесно преломивша¬яся — благодаря его увлеченности — в творчестве «Песняров», покори¬ла всю страну.
Тогда же он был еще очень молод, ему не было и тридцати. И взлет его был во многом обеспечен (не могу не сказать об этом) уместной, тактичной и всегда своевременной поддержкой жены, ее тонким музы¬кальным вкусом и удивительным чутьем во всем, что касалось его работы, его успеха, его перспектив. Она умела спокойно прервать его «парение в облаках», опустить на грешную землю, настойчиво напоми¬ная, что он — Му-ля-вин! — что это ко многому обязывает.
Лида обладала и еще одним достоинством: разговоры о бытовых неурядицах и неудобствах она сводила к шуткам, что сглаживало углы и гасило раздражение, переставало портить настроение. А неудобств было множество, ибо своего жилья еще ни у кого не было, все были неженаты, просто музыканты-мальчишки. Они очень уважали Лиду и сначала в шутку, а потом по привычке называли ее — «мать». В житей¬ских делах она и «выдавала» им частенько, как родная.
Муля (уже в «Песнярах») написал для Лиды сногсшибательную композицию на тему белорусской народной песни «Зязюленька». Этот ее номер был прекрасным дополнением к фольк-роковым композици¬ям, которые демонстрировали «Песняры», он органично вплетался в программу и оценивался публикой соответственно. Увы, запись не могла сохраниться, так как ее просто не существовало. У нас вообще не было моды что-либо записывать, мы не знали, что такое фонограм¬ма, всегда работали «живьем», вынося на сцену свое состояние здоро¬вья и свое настроение. Публика получала «живого артиста со всеми его потрохами», все видела, понимала и принимала (или не принимала, что тоже случалось)...
Вскоре Мулявины привезли из Свердловска в Минск свою дочь Маринку. Ей было около пяти лет. Смешная, непосредственная, с мно¬жеством вопросов и неожиданными рассуждениями, она была очень похожа на отца и просто обожала его, а он позволял ей любые шалос¬ти и хитренькие штучки. Весь ансамбль, все ребята-музыканты естест¬венным образом лепились к Мулявиным, тем более что они стали единственными обладателями комнаты в коммуналке над кинотеатром •Центральный», на 6-м этаже, без лифта, без телефона. Покупали 2—3 буханки хлеба, чистили ведро картошки — и это была идеальная тра¬пеза. Иногда общих средств хватало на палку «мокрой» колбасы. А после гоняли чаи. Все были довольны, много шутили, смеялись, изощ¬рялись в остроумии. Перед поездкой на гастроли мы с Лидой вручную шили из мешковины чехлы для колонок и усилителей, чтобы они выглядели более «фирменно», не были обшарпанными и ободранными.
Таким было начало, вернее — начало начал всемирно известных впоследствии «Песняров»...

Ирина Голубцова

"Ничего не бывает потом..." (А. Карташов)

Анатолий Вейценфельд

Цитата: Arkady от 30 января 2018, 10:30:11То было время «битломании», покорившей весь мир. Теперь я по¬нимаю, что идея мужского ансамблевого пения просто носилась в воздухе. «Битлз» были первыми, кто ее подхватил.

Я ведь это читал лет 15 назад, и только сейчас бросилось в глаза, как это адЪ дремучий. "Идея носилась"... "битлы были первыми". караул просто!
Если б судьбу знали заранее...

Ameli

Да оставьте вы уже в покое мёртвого человека, у которого ещё ноги не остыли! Она это всё видела и слышала сама. И написала так, как умела и считала нужным. Она не постигала феномен, она его создавала. И хватит уже учить жизни. Один "не понял, с кем общался". другая - "адъ дремучий". Вы только один, как всегда, прозрачный и понимающий!

Анатолий Вейценфельд

Какой феномен она создала, можете рассказать? Песняров? нет, не она.

Я понимаю, если человек 50 лет назад мог не знать, что битлы никак не были первыми. И даже 21-ми. И что "идея мужского ансамблевого пения" не только не "носилась в воздухе", но всеми сороканожками стояла и ходила на земле. Но текст был написан в 2000-х!
Впрочем, нет, не понимаю. Профессиональный эстрадный артист, пусть даже в Минске, ну никак не мог не слышать в 1967 году квартет "Гая", воплотивший "идею мужского ансамблевого пения" на мировом уровне. Потому что "Гая" существовали с 1961 года, раньше Битлов, а в 1966-м стали лауреатами Всесоюзного конкурса вокалистов. И звучали в 1960-70-х из каждого утюга.
Профессиональный эстрадный артист, пусть даже в Минске, никак не мог не видеть "Серенаду Солнечной долины", которую видела вся страна, и в которой поет мужской вокальный квартет (с пятым женским верхним голосом).
А еще был в Москве популярный в то время вокальный квартет "Четыре Ю" (всех участников звали Юриями), одно время из телевизора не вылезали.
Да полно было вокальных эстрадных коллективов, какое там "носилось в воздухе"! Профессиональный эстрадник не мог их не знать! Или мог?  :confused:
Если б судьбу знали заранее...

Eugene

^ Не поздновато спорить с Нелли Богуславской?
CD "Песняров", выпущенные фирмой "Ковчег", продаются в магазинах:
- Новое искусство
- Выргород
- Дом культуры
- Музыкальный бутик

Ameli

Ну, во-первых, Нелли Захаровна не ставила своей целью создать научный труд. Во-вторых, я лично "лет 15 назад" тоже читала про пять четвертей и флейту-пикколо. И снова прочитала то же самое 3 года назад в новой книге Л. Крушинской "Сэрцам і думамі", хотя своё мнение Вам на этот счёт высказывала именно тогда, в 2004-м. А ведь свои ошибки признавать тоже надо уметь! Так что же Вы не написали про "адЪ дремучий" своевременно? И, возможно, сейчас не пришлось бы краснеть за Вашу бестактность. Ведь со дня смерти Н.З. Богуславской не прошло ещё 40 дней! К сожалению, понятие образованности и общей культуры - очень разные вещи, что тут красноречиво демонстрируется время от времени.

Ameli

И да, с квартетом "Гайя" Вуячич и Богуславская встретились на одном и том же конкурсе в 1966-м году: http://www.ruscircus.ru/pesnya_stala_laureatom_671
  Так что знала она о них, безусловно. Но она не засоряла свой текст ненужными музыковедческими изысканиями. 

Анатолий Вейценфельд

Цитата: Ameli от 18 февраля 2018, 22:15:57И снова прочитала то же самое 3 года назад в новой книге Л. Крушинской "Сэрцам і думамі",

Если бы вы не только писали, но и читали форум, то прочли бы здесь в 2015-м, что о своем намерении переиздать книгу Л.А. Крушинская сообщила мне пост-фактум, не предложив мне (как вообще-то принято) поработать над переизданием. Не спросив, не хочу ли я там что-то переработать и пр.
Не потому что там какие-то "пять четвертей" (откуда пять, вообще-то я писал про семь четвертей в песне "Дзяучына-сэрдэнько", ну да не важно). А потому что за 12 лет (статья была написана в мае 2003, летом рукопись спадарыня Крушинская "дала почитать" Борткевичу, и он почти все оттуда вставил в свою "книжку") появились ответы на вопросы, которые я там ставил. И вообще много чего произошло... Менять много не пришлось бы, но кое-что.
Так что ваши претензии предъявляйте издательству и редактору-составителю и их стилю работы с авторами.
Кстати, я не получил даже символического гонорара - по словам Дм.Подберезского, специально выяснявшего этот вопрос, иностранным авторам (это россияне) гонорары выплатят, "когда распродадут весь тираж". Видно, небойко идет торговля...
А Рафику Рагимову даже не прислали его авторский экземпляр. Договор на подпись прислали (как и мне) а экземпляр - нет. Уж кто только не обещал поспособствовать, даже Влад Мисевич, а книжки для него нет. Ну и что, что он записал две лучшие пластинки "Песняров" и ему 82 года. Вы мне еще что-то хотите сказать про это издание?


Цитата: Ameli от 18 февраля 2018, 22:15:57своё мнение Вам на этот счёт высказывала именно тогда, в 2004-м. А ведь свои ошибки признавать тоже надо уметь!
Да, я помню этот звонок, я весьма удивился, откуда у вас мой телефон. Оказалось, для вас его попросила у ничего не подозревавшего Бороды ваша подруга Ольга Паливода. Большой привет вашей большой светлой дружбе!


Цитата: Ameli от 19 февраля 2018, 05:12:49Но она не засоряла свой текст ненужными музыковедческими изысканиями. 
Видимо, ее рассуждения о влиянии пьеховского ансамбля "Дружба" на "Песняров" были "нужными музыковедческими изысканиями".
Если б судьбу знали заранее...

Ameli

Я?! Вам?! Звонила?! Это что-то совершенно новое для меня! Я этого не припоминаю. Какой-то бред. Я ВАМ НИКОГДА НЕ ЗВОНИЛА И НЕ РАЗГОВАРИВАЛА С ВАМИ. Может, Вы меня перепутали с той, кто брал телефон у Бороды?  ;)
Во-вторых, мне казалось, что своим молчанием Вы дали понять, что сделали выводы и хоть немного устыдились того, что вступили в полемику с умершим человеком, который написал весьма достойные и правдивые воспоминания. Но нет! "Не могу молчать" - это Ваш девиз, и Вы ему верны, как всегда. Сожалею.
Насчёт того, что Вам не выплатили гонорар. Опять же, сожалею, но посреднические услуги, увы, не предлагаю. Борис Крепак постоянно в Фэйсбуке, найти его легко и узнать всё, что Вас интересует.

Анатолий Вейценфельд

Я откомментировал то, что счел нужным. Это мое право.
Гонораров мы от белорусских организаций не ждем, их не было ни тогда, ни теперь. И не для гонораров это делалось - и тогда, и теперь.
А Крепака мне к чему вылавливать? Если директор издательства даже Подберезскому, сидевшему в том же  здании, на письма не отвечал. Крепак прочел "ликбез"  Борткевичу на том и почел свой долг исполненным, вместо того, чтобы в суд подать. А Борткевич, говорят, свою ворованную книжку в Минске опять переиздал.
Ха, эти минские еще будут про мораль и такт рассуждать! Даже не смешно...
Если б судьбу знали заранее...