Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Парад ансамблей

Мы в ВКОНТАКТЕ

 

Встреча через двенадцать лет («Музыкальная жизнь», № 1, 1971г.)

Автор Олег Верещагин, 18 июля 2006, 22:02:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Статья


В течение недели любителям эстрадного искусства приходилось ежедневно «разрываться» между Театром эстрады, ЦДРМ и Всесоюзным Домом композиторов: В этих залах проходили прослушивания Четвертого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Интерес москвичей к нему понятен: ведь последний конкурс состоялся 12 лет тому назад и естественно было предположить что за этот срок выросло немало эстрадных талантов.
Пожалуй, самое большое количество публики собирал Театр эстрады, где состязались вокалисты. Шесть дней продолжался вокальный «марафон», в котором выступили 120 певцов из разных городов страны — от Якутска до Черновиц. И тут же надо сказать, что именно конкурс вокалистов обнажил наиболее уязвимые и больные места эстрадного искусства. Одна из основных проблем — профессиональный уровень исполнителей. Приходится с сожалением констатировать, что во многих случаях он оказался весьма посредственным, а если учесть, что в Москву съехались певцы, прошедшие через конкурсный отбор на местах, то состояние эстрадного вокала не может настроить на оптимистический лад. Самый большой отряд вокалистов выставила Москва. И самый разношерстный. Непонятно, какими критериями руководствовался художественный совет МОМА (Московское объединение музыкальных ансамблей), рекомендуя на конкурс артистов откровенно слабых, к тому же не наделенных элементарным сценическим вкусом. Справедливо сказал председатель жюри конкурса вокалистов Э. Хиль: «Пугает не то, что они так беспомощны на конкурсе. Хуже, что эту безвкусицу каждый вечер вынуждена слушать публика».
Не на высоте оказались и посланцы музыкальных учебных заведений (это в равной степени относится и к москвичам, и к ленинградцам). Они весьма смутно представляют себе специфику эстрады и не по своей вине, никто ведь их не учил этому. Вот и поют эстрадные песни, как оперные арии; не знают, что делать со своими руками и чем заполнить паузы в оркестровых отыгрышах.
Не пора ли начать всерьез учить молодых вокалистов эстрадному мастерству? У эстрады есть свои законы, знание которых обязательно для тех, кто решил посвятить себя этому виду искусства.
На конкурсе выступила довольно мощная когорта эстрадных звезд Москвы и Ленинграда. Но среди лауреатов и дипломантов «именитых» не оказалось, более того: кое-кто из них не прошел даже на второй тур. Видимо, завоевав популярность, многие эстрадные артисты остановились в своем развитии, потеряли требовательность к себе.
Периферийные, мало кому известные певцы сумели обойти на конкурсе маститых — им удалось это за счет свежести, стремления к поиску, творческого беспокойства. Они старались петь на конкурсе лучше, чем обычно, в то время как звезды в некоторых случаях выступали даже ниже своего обычного уровня.
Закон физики о действии и противодействии сыграл с эстрадным пением злую шутку: на смену микрофонному шепоту пришел крик. Нюанс пиано, как правило, подвергнут на эстраде остракизму: певцы, певицы и сопровождающие их инструментальные ансамбли состязаются в силе звука. Одна звуковая краска — форте — на всех! О какой же индивидуальности тут может идти речь! Одни и те же приемы в разных по характеру песнях, одни и те же грохочущие вокальные штампы у разных исполнителей — немудрено, что в этих условиях певец, умеющий спеть фразу хотя бы на меццо-форте, покажется диковинкой...
Прослушать 120 певцов и отобрать среди них лауреатов — задача не из легких, но жюри решило ее с честью. Первая премия вообще не была присуждена. Вторая по достоинству дана вокально-инструментальному ансамблю «Песняры» из Белоруссии. Всего год существует этот ансамбль, но его мастерству могут позавидовать многоопытные коллективы. «Песняры» обладают собственным творческим почерком, чего так недоставало на конкурсе многим солистам. Индивидуальность эта сказывается в исполнительской манере, в составе ансамбля, наконец, в подборе
репертуара. Свое выступление в двух турах «Песняры» построили на произведениях белорусских композиторов и народных песнях. К последним у всех восьмерых участников ансамбля отношение особое.
— Мы видим свою главную задачу в пропаганде белорусской народной песни, говорит руководитель ансамбля Владимир Малявин. — Так мы решили с самого начала, хотя и пришлось преодолевать изрядную холодность в отношении к нашей задумке. От нас ждали шлагеров, мы же искали свое лицо в народном творчестве, мало еще изученном и не столь богато наделенном красотой. Мы ездили по городам и селам Белоруссии, слушали и записывали песни, которые стали основой нашего репертуара. Самое трудное началось потом: народные песни должны звучать по-современному, но добиваться этою надо осторожно и тактично, чтобы не нарушить первоосновы. Мы — не сторонники таких обработок, в результате которых от подлинника остается только название. Но фольклор в чистом виде нас тоже не устраивал: мы же эстрадный ансамбль. Каждая новая песня это всегда споры, всегда поиски. В некоторых случаях, нам кажется, эти поиски увенчивались успехом: сохраняя характер песни, мы находили для нее современную ритмическую основу и гармонический строй. Нам помогало то, что наряду с обычными эстрадными инструментами мы владеем и народными — лирой, дудочкой, цимбалами. Такое сочетание дает порой колорит удивительной красоты...
В исполнении ансамбля радует профессионализм высокого класса. Все артисты отлично играют на нескольких музыкальных инструментах, что позволяет достигать в сопровождении песен интересных тембровых эффектов. Безукоризнен вокальный строй ансамбля: его участники вышли из хоровых коллективов, они хорошо слышат гармоническую структуру песни, умеют любоваться сочетанием аккордов. К этому следует добавить точность и богатство нюансов, тщательную отделку фразировки. Один из самых ярких номеров в программе «Песняров» песня И. Лученка (с которым ансамбль связывает тесная творческая дружба) «Хатынь». Она навеяна впечатлениями, пережитыми при посещении мемориального памятника, установленного на месте сожженной фашистами белорусской деревни. Мерные, леденящие душу удары колокола, скорбь о погибших, ненависть к убийцам, призыв к совести и памяти людей все это воплощено в произведении большой эмоциональной силы. «Песняры» исполнили «Хатынь» глубоко, страстно, увлеченно.
Лауреат второй премии, солист Всесоюзного телевидения и радио Лев Лещенко — артист большого творческого диапазона. Он поет все: от оперы до эстрадных песен.
— Меня увлекает это,— говорит певец, сегодня запись современной оперы, завтра романсы, послезавтра — песни. И каждый раз новые образы, новые приемы, новые исполнительские задачи. Только одно неизменно для меня во всех вокальных жанрах — стремление быть правдивым и высоким как небоскребы.
Лещенко это удается, ему помогают отличный вокал и крепкая актерская подготовка (выпускник ГИТИСа, он три года проработал в Московском театре оперетты). Он выпукло лепит фразу, ярко раскрывает драматургию песни. В звучании его голоса — мощного в форте, проникновенного в пиано — внутренний нерв, страстность, темперамент, воля.
Вторую премию получил также грузинский ансамбль «Диэло», коллектив опытный, но, пожалуй, не раскрывший на конкурсе своих лучших качеств до конца. Третьей премии удостоены задорные «Воронежские девчата», артист Москонцерта Юлий Слободкин, порадовавший тонкой музыкальностью исполнения, и артистка из Ворошиловграда Галина Мурзай, красиво и задушевно поющая русские песни.

Фото: Ансамбль «Песняры» (Белоруссия).

Прислал Иван Капсамун


Олег Верещагин

На мой взгляд, довольно интересная статья, написанная музыкальным критиком, о IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, на котором, как известно, песняры заняли второе место, и с которого, собственно, и началась слава "Песняров".
Повествование основано на контрасте: сперва автор наводит сильную критику на участников конкурса. (Интересно, чтобы он написал о нынешней эстраде), потом выделяет ансамбль «Песняры», как наиболее отличившимся на этом конкурсе, и, наконец, более нейтрально упоминает остальных призёров.