Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Парад ансамблей

Мы в ВКОНТАКТЕ

 

Вступление к песне - "Пионерская Правда", 14.04.78 (И.Лученок и "Песняры")

Автор Олег Верещагин, 31 января 2006, 16:12:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Статья

ВСТРЕЧА С УБЕЖДЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Где начало новой песни, ещё до слов, ещё до нотных знаков, положенных на бумагу? Может, в шуме сосны и перезвоне капели? В плаче ребёнка, в ликовании и гневном гуле людской толпы? Сердце человека улавливает этот постоянно меняющийся голос жизни и откликается на него.
Игорь Лученок, автор все­мирно известной «Хатыни», «Верасов», «Спадчыны», работает над новой песней. Мелодия вырывается из-под сильных пальцев, распрямляется, как флаг на ветру. Ей нужен простор большого зала, улицы... И вдруг - задушевная, почти щемящая нота: так открыться, с такой доверчивостью сказать о своём, очень личном, можно лишь с глазу на глаз лучшему другу.
Это будет рассказ о многих - и только о себе. Так и у поэта, подарившего композитору эти строки:

Сражением юность
гремела
И я обращаюсь к
стране.
«Выдай оружие смелым
И в первую очередь -
мне!..»

Михаил Светлов. Сейчас он через годы смотрит прямо в глаза товарищам по комсомолу и говорит с ними о самом главном: «Пес­ня, Игорь Михайлович,- наше с вами оружие в науке убеждать. По тому, что и как поёт сегодняшняя молодёжь, можно судить не только о вкусах и моде - о состоянии сердец и душ».
Песня Игоря Лученка на­чиналась на испепелённой фашистами земле, в Белоруссии. 13-летний, никому не известный школьник учился музыке у Виктора Аркадьевича Белого, автора легендарной песни:

Орлёнок, орлёнок,
Взлети выше солнца...

Грозовое время революции жарко дышало, сражалось, оживая в каждом, кто пел «Орлёнка». Песня-памятник, нет, боец в длинно­полой походной шинели, в краснозвёздной будёновке...
«Старая будёновка» - одна из первых песен Игоря Лученка. Рядом с ней плечом к плечу в его песенном полку «Комсомольская юность», «Стоят на рейде наши бригантины», «Мы идем по земле». На месте чёрных развалин поднялись прекрасные города, подрастали дети, никогда не знав­шие войны, слышнее стала радость в гуле жизни. Но звенящая нота боя не смолк­ла, не ослабела. Не различать её - всё равно что потерять слух. Предать «Орлёнка».
- Люблю задушевность, сердечность, лирику. Вы знаете мою «Алесю», «Веронику». Но не могу пока ска­зать без всяких оговорок: «Как прекрасен этот мир». Нет, ещё не время для та­кой безмятежности. Идёт борьба за то, чтобы мир стал прекрасным. - Композитор размышляет вслух, называет имена Пахмутовой, Серхио Ортега, Виктора Хары, Жозе Барата Моро. Это все товарищи по оружию. Майк Глик, американский певец, рабочий парень, коммунист, назвал песню разговором с совестью людей. Виктор Хара на фестивале политической песни в Чили в 1971 году сказал, что песня - общий язык всех бор­цов за свободу, она не боится границ, даже языковых, потому что у людей, говорящих на разных языках, есть общий очень опасный враг.
Жизнью и смертью своей Хара доказал, что гитара может быть сильнее автомата.
Португалия, ноябрь семьдесят седьмого года. Игорь Лученок приехал в страну по приглашению Союза коммунистической молодёжи. Он встречается с крестьянами, рыбаками, с боевой молодежью южных провинций. Сотни кооперативов, рождённых революцией, ведут здесь настоящее сражение за своё право свободно работать на земле. Правительство отказывает в семенах и кредитах, бывшие помещики угрожают расправой - кооператоры не сдаются.
Советского гостя пригласили на собрание, где шел приём в коммунистическую партию. Он вышел к этим
людям с аккордеоном и запел «Памяти Виктора Хары». Зал подпевал на португальском. А потом все
вместе пели «Аванти, камарада», «Интернационал».
Во время поездки с ансамблем «Песняры» по Соединённым Штатам Америки композитор и его друзья встречали иногда недоумевающие лица журналистов: «Зачем лучшему советскому бит-ансамблю политика, ведь можно ограничиться только старинными песнями, чистым фольклором?»
О, это было очень ценное признание! Значит, «Хатынь», «Памяти Хары», «Баллада о четырёх заложниках» не оставляли равнодушными, мешали кому-то, беспокоили.
- Хара? Кто это такой? Первый раз слышу, - изумлённо поднял брови репор­тёр «Голоса Америки» Билл Макгаузр. Это изумление хорошо оплачено на радиостанции, там не хотят знать, не хотят слышать взрывоопасного имени. Ни разу в щедрых на музыку передачах не прозвучало песен всемирно известного певца.
Друзья и враги. Они есть и у песни, и она должна их знать, чтобы не оказаться слепой и беспомощной на запутанных дорогах сегодняшнего мира.
Осенью в Париже в дни всеобщей забастовки трудящихся Лученок пришёл на площадь Республики и долго стоял на краю тротуара. Мимо шли и шли люди. Несли плакаты. У многих аккордеоны в руках.. Было бы похоже на наше 1 Мая, если бы не угрюмые лица полицейских, неубранный мусор у всех домов и что-то неумолимо грозное в самом движении колонн.
Композитор слушал забастовку. Она шла в ритме «Марсельезы», под песни-марши, песни-призывы.
Песни - как люди. Одни, скользнув по поверхности, уходят незамеченными. Другие берут в себя боль и ра­дость других, идут против неправды, принимая пули врагов, и остаются в памяти живыми. Любимая мысль Игоря Лученка.
Он пишет для вас, для своих товарищей по времени, по жизни. Слышите музыку?

Я жду приказания штаба,
Когда в перекрёстном
огне
Оружие выдадут храбрым,
И в первую очередь -
мне!..

Эту песню композитор посвящает XVIII съезду ком­сомола.

И. СЕРГЕЕВА.
(Наш специальный
корреспондент).
В. МОРОЗОВ.
(Наш корреспондент).

г. Минск.

НА СНИМКЕ: Игорь Лученок и художественный руководи­тель ансамбля «Песняры» Вла­димир Мулявин. Лучшие песни композитора пришли к нам в исполнении «Песняров».
Снимок Ю. ИВАНОВА.


Прислал Иван Капсамун


_________________


Свадьба на необитаемом острове, недвижимость в Тайланде, работа на лайнере, товары из Америки и прочие тренды являются ясным показателем глобализации. Учитывая положительный характер изменений, глобализация выступает как нечто крайне благоприятное. И в самом деле, раз уж она неизбежна, то по крайней мере следует пользоваться её лучшими плодами.

Eugene MAGALIF

ЦитироватьИгорь Лучёнок

Прочитал статью с превеликим удовольствием, улыбаясь. И сам не могу разобраться, почему улыбаюсь. То ли от ностальгических воспоминаний, которые навеяла эта статья, то ли от бредятины автора
Цитировать- Хара? Кто это такой? Первый раз слышу, - изумлённо поднял брови репор­тёр «Голоса Америки» Билл Макгаузр. Это изумление хорошо оплачено на радиостанции, там не хотят знать, не хотят слышать взрывоопасного имени. Ни разу в щедрых на музыку передачах не прозвучало песен всемирно известного певца.
Вот в какое время мы жили, ребята. Смешно. Сейчас. А ведь до сих пор такие люди в стране, наверно, есть. Только сейчас бы сказали "проплачено".
В общем, хорошо, что то время ушло безвозвратно, надеюсь. И хорошо, что есть о чём вспомнить, читая такие статьи...

rat24

Цитировать- Хара? Кто это такой?
- в переводе с иврита, Хара- г...но.

Анатолий Вейценфельд

#3
Цитироватьавтор оригинала Eugene MAGALIF
Прочитал статью с превеликим удовольствием, улыбаясь.
А мне вот, Женя, что-то не смешно...
Конечно, пусть молодежь прочтет этот "документ эпохи", понюхает то дерьмо, среди которого наше с тобой поколение прожило лучшую половину жизни.

И невольно проскочило в этой дешевой агитке то высокое признание "Песняров" на Западе, которое тут так часто подвергалось сомнению: «Зачем лучшему советскому бит-ансамблю политика, ведь можно ограничиться только старинными песнями, чистым фольклором?»
Значит, отличили там подлинные художественные достоинства, суть творчества - от наносного, конъюнктурного, принужденного! Зерна от плевел!

И еще, помимо воли горе-журналистов, проскочило: то товарищ композитор в Португалии, то в Париже, то в Америке... С легкостью порхает по всему миру - а ведь уже тогда и пионеры понимали, кто может ездить, а кто нет.

А в целом - трудно переоценить тот вред, который приносили "Песнярам" вот такие "одобрительные заметки", создававшие прекрасным музыкантам имидж "совковых пропагандистов" и "пособников режима". И тогда, и теперь им это аукается...
Если б судьбу знали заранее...

koresh

Цитироватьавтор оригинала Олег Верещагин
...Мелодия вырывается из-под сильных пальцев, распрямляется...

Ну прям как у Жан Поль Сартр в романе Тошнота... :vomit:

:D "...мелодия вырвалась из-под сильных пальцев, распрямлялась и снова ускользнула между пальцев, как вдруг один из пальцев устал, вытянулся и стал скрести ногтем волосатую кожу..." :lol:
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Анатолий Вейценфельд

#5
Так это чистый плагиат! Вот такие были лицемеры - читали Сартра, а писали в "Пионерку"

Кореш - респект и зачот за эрудицию и кругозор! :appl:
Если б судьбу знали заранее...

Fed

Vita brevis, ars longa

Алекс (ВЕТРОВ)

Да, больше грустно, чем смешно...
Время, как и родителей не выбирают. Заниматься нигилизмом проще чем объективно оценивать историю. Мы, действительно все вышли из слова, что на иврите, как оказалось созвучно с фамилией чилийского певца (хотя, как знать, не значит ли это слово, скажем на венгерском или эскимосском наоборот что-либо хорошее и светлое?).
   А, вред приносили не только «Песнярам», но многим другим «харам», тем кто глядя на огромную страну «развитого социализма», искренне верил или искренне заблуждался (какая теперь разница) в том, что и в их маленьких странах тоже можно построить «справедливое общество»...
   «... Больно гитаре – пуля задела!», - рано или поздно все мы
ощущаем подобную боль, причиняемую пулей - пулей называемой политика!    
   Коньюктура присутствовала во все времена. Мы с дочерью любим творчество «Песняров», и бессмысленно сейчас объяснять ей кто такой был этот Виктор о котором так проникновенно пел в свое время Мулявин. Пусть для нее песня остается просто песней, а для моего поколения -  это часть юности, и никуда от этого не деться.
Думаю, эта статья о А.Градском (со сноской о «Стадионе») будет в тему  http://www.gradsky.com/publication/s85_04.shtml
Не будем так уж все утрировать у нашего прошлого запах разный. И потому хотелось, чтобы молодежь, что будет читать «документ эпохи» не забывала и о том, что в те «ура-патриотические комсомольские времена» их сверстники, однако: не ширялись наркотой на скамейках во дворах, курящие девушки (их было единицы!) старались не афишировать сию свою привычку, да и пацаны не позволяли себе мат и сквернословие в обществе девчонок. Мы, тоже не были агнцами, но запах, что веет от т.н. «современной эпохи» с ее вседозволенностью, долларами, киллерами, эротиками, «порнухами» да «бригадами» на экранах и в жизни - это покруче!!!
И, еще благодаря этой статье из нашего прошлого у меня возникло 2 воспоминания: первое – как в 1976г. Юрий Асмоловский (р/с «Голос Америки») ответил девице, якобы заказавшей ему песню в исполнении Дина Рида, что такого певца в Америке не знают, и  второе - в том же году на американской выставке мы общались с юным американцем (Вау! Куда смотрело КГБ?!). Разговор, естественно шел о рок-музыке, он разделил наш восторг по поводу группы «Иглз», но «изумленно поднял брови» на наш вопрос об альбоме «Ночь в опере» группы  «Куин», - «Куин»? Впервые слышу о такой!... Вот, вам и политика, и просто т.с. «узко-профильные» пристрастия.  
С уважением ко всем,
HF
HF

Анатолий Вейценфельд

О, как я люблю всякие "объективные оценки истории"!
"С одной стороны - но с другой стороны"

С одной стороны: однопартийная система и "единственно верное учение", заграница - только телевизору от Сенкевича, исключение из института за неуместную цитату из... Маркса(!),
утверждение в инстанциях с печатью репертуара ВИА для танцевального вечера, высылки писателей, 5-й пункт, посадили знакомого - нашли "Архипелаг", посадили другого за "бизнес" - изготавливал бижутерию...
С другой стороны: девчонки стали курить и пацаны материться... А то они раньше не курили и не матерились! И еще - самый-то кошмар - эротика!!!

Вот такой баланс...
Если б судьбу знали заранее...