В Вильне, в начале 1914 года в типографии Мартина Кухты при денежной поддержке Марии Магдалены Радзивилл тиражом 2000 экземпляров издан единственный прижизненный сборник произведений Максима Богдановича «Вянок» (на титуле обозначен 1913 год).
Максим в то время учился в Ярославле, в юридическом лицее.
http://www.youtube.com/watch?v=ZgX46d87464#ws (http://www.youtube.com/watch?v=ZgX46d87464#ws)
Видео, правда, уже не совсем новое,
Вконтакте назвалі старадаўні літоўскі герб Пагоня нацыскім сімвалам. Кантрактнікі, вывучайце матчастку!
Максім Багдановіч
"Пагоня"
Толькі ў сэрцы трывожным пачую
За краіну радзімую жах, -
Ўспомню Вострую Браму сьвятую
І ваякаў на грозных канях.
Ў белай пене праносяцца коні, -
Рвуцца, мкнуцца і цяжка хрыпяць...
Старадаўняй Літоўскай Пагоні
Не разьбіць, не спыніць, не стрымаць.
У бязьмерную даль вы ляціце,
А за вамі, прад вамі - гады.
Вы за кім у пагоню сьпяшыце?
Дзе шляхі вашы йдуць і куды?
Мо яны, Беларусь, панясьліся
За тваімі дзяцьмі наўздагон,
Што забылі цябе, адракліся,
Прадалі і аддалі ў палон?
Біце ў сэрцы іх - біце мячамі,
Не давайце чужынцамі быць!
Хай пачуюць, як сэрца начамі
Аб радзімай старонцы баліць...
Маці родная, Маці-Краіна!
Не ўсцішыцца гэтакі боль...
Ты прабач, ты прымі свайго сына,
За Цябе яму ўмерці дазволь!..
Ўсё лятуць і лятуць тыя коні,
Срэбнай збруяй далёка грымяць...
Старадаўняй Літоўскай Пагоні
Не разьбіць, не спыніць, не стрымаць.
1916 год
http://www.youtube.com/watch?v=HPw2f_vnvOA#ws (http://www.youtube.com/watch?v=HPw2f_vnvOA#ws)
Литературная гостиная "Пад зоркай Максiма", посвященная творчеству М.Богдановича.
Дети читают стихи, исполняют песни.
На 2.20 - "Эмiграцкая песня",
6.52 - "Па-над белым пухам
вiшняу"
19.00 - "Веранiка" (с упоминанием о В.Мулявине и "Песнярах"),
23.10 - "Зорка Венера".
На 31 минуте вообще прослезилась. Учительница - супер!
О Богдановиче, Слуцких ткачихах и Песнярах:
http://www.youtube.com/watch?v=mddHIH4VygA# (http://www.youtube.com/watch?v=mddHIH4VygA#)
Цитата: padbiarez от 07 марта 2014, 13:36:07Вконтакте назвалі старадаўні літоўскі герб Пагоня нацыскім сімвалам.
25 лет назад коммунистические идеологи называли бело-красно-голубой флаг "власовским". Теперь их наследники размахивают им в Крыму... такие вот зигзаги и гримасы истории... :confused:
Цитата: Анатолий Вейценфельд от 09 марта 2014, 23:28:0925 лет назад коммунистические идеологи называли бело-красно-голубой флаг "власовским". Теперь их наследники размахивают им в Крыму... такие вот зигзаги и гримасы истории...
Чьи наследники? Коммунистических идеологов или власовцев?
Цитата: Куницкий Игорь от 16 марта 2014, 22:16:15
Чьи наследники? Коммунистических идеологов или власовцев?
Трудности с русским языком?
Наследники коммунистических идеологов.
Коммунистические идеологи были Казановами?
Цитата: Eugene от 20 марта 2014, 05:41:55
Коммунистические идеологи были Казановами?
Видимо сугубо в идеологическом смысле.
Цитата: Eugene от 20 марта 2014, 05:41:55Коммунистические идеологи были Казановами?
Я видимо что-то пропустил? Откуда возникло упоминание Казановы и к чему?
Плодовитые, наследников много, чего тут непонятного? :confused:
Казанова ассоциируется вовсе не с плодовитостью, а с неутомимостью. Но идеологи - да, плодовиты оказались не на шутку. Или сорное семя скорей растет. Вот посеешь какой-нибудь фрукт или овощ - никак не растет, еле-еле. А не сажай - это же место бурьяном и дурной травой зарастет в полный рост, без всяких удобрений...
Ну Анатолий Иванович, большевики тоже были неутомимые.
http://www.nlb.by/portal/page/portal/index/detailed_news?param0=46491&lang=ru&rubricId=2 (http://www.nlb.by/portal/page/portal/index/detailed_news?param0=46491&lang=ru&rubricId=2)
Прошлогодняя заметка с сайта Национальной библиотеки Беларуси "Песни на стихи Богдановича звучат в троллейбусах".
"Нашто тые каласы, калi няма васiлькоў. Паэзiя Багдановiча i беларуская музыка". Публикация Оксаны Яновской, уже давняя. Если есть на сайте - прошу прощения.
http://naviny.by/rubrics/culture/2011/12/14/ic_articles_117_176167/
https://valerydayneko.wordpress.com/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5/
Из приведенного отрывка из книги узнала, что стихотворение Маскима Богдановича "Слуцкiя ткачыхi" - это литературная мистификация. Не прибегая к прямому цитированию, остановлюсь на некоторых моментах. Исходя из текста, художники, поэты, творцы несут ответственность за формирование мировоззрения людей; и Валерий Дайнеко (который, замечу в скобках, божественно поет эту песню) - один из виновников мифологизации (вместе с Богдановичем, наверное). И это стихотворение способствовало удачному манипулированию сознанием нескольких поколений. Да, еще про слезливый сюжет забыла упомянуть. А все потому, что, согласно художественному вымыслу поэта, "залатыя паясы" у него ткут не мужчины, а женщины. Да, это красивая легенда, мы ее так и воспринимаем, поэт - не историк, стихотворение - не научный труд. Стоит ли поверять алгеброй гармонию? Этого, кстати, не делают ни в одном музее Максима Богдановича (была во всех, кроме Ярославского). Говорят о художественном вымысле в связи с ткачихами. В приведенном отрывке даже василек подвергается сомнению - а василек ли он. Так ли это важно в контексте поэтического шедевра? Можно еще много написать, но остановлюсь. Обидно за Максима, не может ответить... Нет, даже не обидно, а огорчительно, хотя это и синонимы.
Мне тоже непонятен этот "отскок мысли". Кстати, а откуда взята ссылка на то, что "еще в 1970-х годах Владимир Мулявин как-то прочитал стихотворение 'Слуцкія ткачыхі"? Ну тогда уж уточнили бы, где прочитал и при каких обстоятельствах! Размышляя над прочитанным, думаю о том, что если так прямолинейно сравнивать историю и поэтический вымысел, то всех творцов вообще надо "закрыть", потому что они врут и искажают действительность! Но именно с легкой руки Богдановича василек стал символом Беларуси! И мне лично (как и большинству из тех, кто тут живет) глубоко безразлично (мягко говоря), что пояса ткали мужчины, оказывается. Мне важнее то, что в этом потрясающем стихотворении передана ностальгия по Родине, выраженная через поэтический, нежный образ василька. И пусть его будет ткать женская рука, если так почувствовал это поэт. "Плевать на остальное", как поется в другой известной песне другого известного песняра. И зачем вдаваться в эти дебри? Какое к песне и к исполнению это имеет отношение? Выяснять гендерную природу ткачей пусть будет уделом ученых-этнографов. Кстати, у Богдановича в этих же стихах есть слово "цвяток", которое отсутствует в белорусском языке, ибо там наличествует и узаконено слово "кветка". Если пойти дальше, то можно вполне обвинить-упрекнуть поэта еще и в искажении белорусского языка. Только кому нужны эти мудрствования? Есть гениальные стихи, на которые написана гениальная музыка, которую великолепно исполнил Валерий Дайнеко. Остальное всё "мимо", как говорит один мой знакомый.
^ :appl:
Сегодня - День поэзии! Поздравляю причастных - поэтов и поклонников их таланта! Без поэзии не было бы музыки, как без музыки - поэзии. Хорошей поэзией хочется восхищаться, и - Ольга права - "плевать на остальное!" Разговаривала сегодня с поэтом, с настоящим поэтом, не графоманом ("Ничего не бывает потом" - строчка из его стихотворения). Он подтвердил, что поэты имеют право на художественный вымысел, иначе о какой поэзии может идти речь. А эти строки Андрея Вознесенского - для "поверяющих алгеброй гармонию'. Остальных - еще раз - с праздником, он продлится еще целых полчаса!
Уважьте пальцы пирогом,
в солонку курицу макая,
но умоляю об одном -
не трожьте музыку руками!
Нашарьте огурец со дна
и стан справасидящей дамы,
даже под током провода -
но музыку нельзя руками.
Она с душою наравне.
Берите трешницы с рублями,
но даже вымытыми не
хватайте музыку руками.
И прогрессист и супостат,
мы материалисты с вами,
но музыка - иной субстант,
где не губами, а устами...
Руками ешьте даже суп,
но с музыкой - беда такая!
Чтоб вам не оторвало рук,
не трожьте музыку руками