ПЕСНЯРЫ.com - музыкант: Михай (Михаил) Долган

Добро пожаловать на ПЕСНЯРЫ.com - Форум. Войдите или зарегистрируйтесь.

Коллективы

Музыканты

Песни

Концерты

Форум

Парад ансамблей

Добавлено: 06.08.2014
Автор редакции: Свиборг
Авторы: Олег Верещагин

Поиск по сайту:


Белорусские песняры
Лявоны
Лявоны-песняры
Молодёжная студия ансамбля "Песняры"
Песняры
Песняры (1998)
Песняры (БГА)
Песняры И. Свечкина
Песняры п/у Л. Борткевича
Сольные проекты музыкантов ВИА "Песняры"
Спадчына
Студия "Лявоны" при БГА "Песняры"

Мы в ВКОНТАКТЕ

Для добавления и изменения информации на сайте необходимо авторизоваться на форуме.

Долган Михай (Михаил) Васильевич

Щелчок по названию группы откроет список музыкантов группы.

Долган Михай (Михаил) Васильевич

14.03.1942—16.03.2008
композиция

16 марта 2008 в Кишинёве в возрасте шестидесяти шести лет после тяжёлой и продолжительной болезни умер известный певец и композитор, автор множества замечательных песен, основатель легендарной группы 60-х НОРОК Михай Долган…

Возможно, сегодняшнему слушателю это имя не скажет ничего, но тем, кто рос в конце 60-х и начале 70-х, творчество группы НОРОК, наверняка, прекрасно знакомо, так как песни Михая Долгана в те годы непременно входили в репертуар любого дворового гитариста наряду с битловской классикой, «Дымом костра», «Колоколами», «Yellow River» и другими литературно-музыкальными памятниками эпохи. За свою не слишком долгую жизнь на официальной эстраде НОРОК выпустил всего одну пластинку с четырьмя своими песнями, но эти песни – несмотря на несовершенство тогдашней отечественной звукозаписи – продолжают звучать актуально и по сей день.

Михаил (Михай) Васильевич Долган родился в марте 1942 в селе Владимир Сынжерейского района Молдавской ССР в крестьянской семье. В конце 40-х родители Михая были репрессированы, и вся семья десять лет вынужденно прожила в Бурятии, куда её выслали по приговору суда. По возвращении домой Михай Долган окончил музыкальное училище им. Штефана Няги по классу контрабаса, одновременно освоил аккордеон под руководством Сергея Чухрия, а его первым рабочим местом стал оркестр п/у Иосифа Бурдина. По окончании училища Долган был призван в армию и три года служил военным музыкантом в Киевском военном округе. Выступать на сцене музыкант начал с 16 лет. По окончании училища Долган был призван в армию и три года служил военным музыкантом в Киевском военном округе. Работал в молодёжных ансамблях п/у Исидора Бурдана, Валерия Негрути, Лучана Чочи.

С наступлением эпохи THE BEATLES и, вообще, современной поп-музыки, Долган не избежал всеобщего поветрия. Тогда же он начал сочинять собственные песни, в которых органично сочетались его интерес к народной музыке, джазу и прозрачным битловским гармониям. В одной из гастрольных поездках по Волге ему предложили создать джаз-группу при Пензенской филармонии, но музыканту по приезду в Кишинёв удалось в 1967 году создать вокально-инструментальный ансамбль, с лёгкой руки директора филармонии Александру Федько, который и предложил название коллективу. В то время власти – особенно на окраинах империи - смотрели на новое молодёжное увлечение сквозь пальцы, а использование в популярной музыке элементов фольклора даже поощрялось, поэтому молодому музыканту удалось легко пробить в местной филармонии идею национальной молодёжной поп-группы. Новый ансамбль получил имя НОРОК (по-молдавски, «счастье»), а в его состав вошли Михай Долган, клавишные (ф-но, орган «Hammond»), вокал, Александр Казаку, соло-гитара, вокал, Дмитрий Куцела, ритм-гитара, Теодор Гораш, тенор-саксофон, кларнет, и Валентин Гога, барабаны. Позднее состав НОРОК усилили сильный гитарист Сергей Ватаву, с группой пели будущие звёзды советской эстрады Ион Суручану и Штефан Петраке.

НОРОК много и успешно гастролировал по Союзу – от Молдавии до Сахалина и от Архангельска до Сочи. Их фирменным блюдом были собственные песни с явными фольклорными интонациями, чередование баллад и жёстких, почти хард-роковых номеров с доминирующим звуком органа, пронзительный мелодизм, заставлявший подростков хвататься за гитары, битовый напор, поэтичные тексты на молдавском, румынском и русском языках, битловское многоголосие.

В 1969 году НОРОК записал на «Мелодии» несколько своих песен, четыре из которых вскоре были выпущены на пластинке-миньоне, моментально став неофициальными хитами для всей страны: «De ce pling chitarele» («О чём плачут гитары»), «Cinta un artist» («Артист поёт»), «Дети солнца» и «Дор-Доруле». Наиболее известной из них, разумеется, стала первая из них, чему способствовало появление ряда кавер-версий песни с разнообразными русскими текстами.

«Отчего в семнадцать лет парню ночью не до сна?
Отчего в семнадцать лет песня немного грустна?
Просто, раз и навсегда наступает в жизни час,
Тот нелёгкий час, когда детство уходит от нас.
Плачут гитары – ну что же, пусть,
Если на парня находит грусть,
То виноваты во всём они,
Только они одни…»

Катастрофа произошла в 1975, когда НОРОК представлял искусство братской Молдавии на гастролях в сопредельной Румынии, когда доведенная до экстаза молодёжь начала крушит мебель во Дворце культуры в Бухаресте, как это случалось, разве что, в Штатах после премьеры «Billboard Jungle»! Местные чиновники были готовы замять скандал, но при этом присутствовали представители советских «культуроохранительных» органов, и репрессии не заставили себя ждать.

Собкор Министерства культуры СССР Валентина Терская на страницах официозной «Правды» разразилась гневной статьёй с обличительным названием «Так о чём же поют эти гитары?», в которой музыканты группы обвинялись во всех смертных грехах и, прежде всего, в отсутствии патриотизма и низкопоклонстве перед Западом. Это был приговор. НОРОК был официально расформирован, хотя филармония не торопилась забить дойную корову и в спешном порядке переименовала НОРОК в ВИА О ЧЁМ ПОЮТ ГИТАРЫ? Его художественным руководителем стал хорошо известный ныне Владимир Пресняков-старший, в то время участник духовой секции НОРОК.

Биография ВИА О ЧЁМ ПОЮТ ГИТАРЫ? была лишена ярких событий: пару лет он без особого успеха колесил по провинции, вынужденно избегая крупных культурных центров, не записывался, не звучал по радио и распался в 1977. Пресняков после скитаний по ресторанам Черноморского побережья попал в ВИА САМОЦВЕТЫ, а молдавская часть группы была реформирована как ВИА КОНТЕМПОРАНУЛ.

На этом этапе творчество Долгана и его коллег уже не был столь ярким как в годы НОРОК, хотя группа сочинила и исполнила не один десяток добротных поп-номеров, многие из которых были популярны в исполнении солистов КОНТЕМПОРАНУЛА Лидии Ботезат, Штефана Петраке, Галины Гардинеску, Юлиана Каранфила и т.д. За шесть лет своего существования КОНТЕМПОРАНУЛ записал два долгоиграющих диска и, вне всяких сомнений, пользовался колоссальным признанием в родной Молдавии, где их единственным серьёзным конкурентом был ОРИЗОНТ Олега Мильштейна. К середине 80-х КОНТЕМПОРАНУЛ, судя по всему, распался. Его музыканты рассеялись по другим филармониями и ресторанам, а сам Долган надолго пропал из виду, хотя продолжал работать в музыке.

После обретения Молдавией независимости, Михай Долган снова стал появляться на афишах и экранах телевизоров. В марте 2002, когда ему исполнилось шестьдесят лет, в Кишинёве проходил 36-й фестиваль национальной песни «Мэрцишор». В его рамках и состоялось последнее публичное выступление музыканта и композитора. С тёплыми поздравлениями к юбиляру от имени Президента республики выступил министр культуры Молдовы, концерт транслировало местное телевидение. К сожалению, уже в то время Долган испытывал серьёзные проблемы со здоровьем, которые вынудили его покинуть сцену, а теперь стали причиной его безвременной смерти.

Несмотря на то, что политические бури 90-х далеко унесли Молдову от России, Михай Долган по праву принадлежит культуре обеих стран.

Список песен, в которых музыкант - автор музыки:

Cаntа un artist (Артист поёт)
De ce plаng chitarele (О чём плачут гитары)
Артист поёт
Взявшись за руки вдвоём (De ce plаng chitarele)
Дор-доруле
О чём плачут гитары (De ce plаng chitarele)
О чём плачут гитары?