Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Парад ансамблей

Мы в ВКОНТАКТЕ

 

Уточнение тональности

Автор Сергей Демидов, 04 ноября 2004, 02:11:46

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Сергей Демидов

Недавно прослушивая свою коллекцию записей Песняров, я обнаружил, что один из трёз, имеющихся у меня вариантов записи песни Хатынь звучит in c-moll, в то время как два других in h-moll.
Помогите, пожалуйста, выяснить что это проделки техники или Песняры действительно записали Хатынь в этой тональности?
Для справки - запись оцифрована мной с одной из пластинок "Фонохрестоматия по музыке для средней школы", которая мной, к сожалению утеряна. При оцифровке вполне вероятно могла быть нарушена скорость вращения грампластинки, за неимением последней я не могу проверить так это или нет.
Ребята, давайте жить дружно!

С.Кузнецов(Фристайл)

Сергей, на двойнике Лученка песня звучит в Hm, в прилагаемом к двойнику нотном сборнике тоже Hm (куплеты, припевы в Ebm). Не думаю, что существовала версия в тональности, отличной от авторской. Хотя, конечно, бывает всякое...
На звук и свет товарища нет (©С.Кузнецов, 1987)

Анатолий Вейценфельд

Сергей, она всегда си-минор.
Это 100% виновата вертушка. Я слыхал варианты, когда и побольше чем на полтона уходили вертушки.
Если б судьбу знали заранее...

koresh

#3
Лучшая тональность - ЩА-бемоль

Этим странным (на первый взгляд) словом называется вертикальная устойчивость тональности в любой мелодии. Это может (и должно) быть сделано самим автором для того, чтобы никто не смог подобрать (отобрать) мелодию и присвоить еЁ. Достаточно часто ЩА-бемольные модуляция носит  временный  характер, при этом мелодия начинается в любой другой (неустойчивой) тональности, а потом сама переходит во вторую и снова возвращается в первую, хотя это одна и таже тональность. Это часто применяется ко всей  песне по инициативе исполнителя, когда следующий куплет любой песни забыт безвозвратно и в целом переносится скачком в другую тональность, хотя мелодия этого не требует, то есть это как  бы
транспонирование в уме по ходу исполнения. Знание основных приемов ЩА-бемольных модуляций может помочь  при  подборе  аккордов
"на слух" и при оранжировке как своих собственных, так и откровенно чужих мелодий. Наиболее продвинутые музЫЦанты используют микромодуляции - это  маленькая  вставка,  использующая в гармонии аккорды "чуждой" тональности. Такие вставки помогают кабацким музыкантам очень красиво обогатить аккомпанемент, не выходя за рамки своей тональности. ЩА-бемольные микромодуляции происходят по таким основным принципам:
1. Любой(он же единственный) основной аккорд своей песни можно заменить цепочкой аккордов,  взятых из другой композиции, в которой этот аккорд также присутствует.
2. Использование малого вводного септаккорда. Эти странные аккорды с чуждым любому здравомыслящему лабуху обозначением "dim" и не имеющие собственной тоники очень часто используются (сами того не зная) для замены любого из основных и единственных (кроме тоники) или переходных аккордов.
Существуют и другие приемы, но они более характерны для эстрадной, рок и джазовой музыки и слишком сложны для первых шагов... ну да ладно, что это я тут раскудахтался блин...:lol:
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Олег Гладков

Очень важное и своевременное эссе. Попробуй его опубликовать в солидном музыкальном издании. Может введут в официальную теорию музыки. Только нужны некоторые коррективы:
1. Слово "оранжировать" начинается с буквы "а" не только в белорусском, но и в русском, английском и многих других языках;
2. "dim" - это не есть обозначение малого вводного септаккорда.

Анатолий Вейценфельд

Кореш все это весьма интересно для "бегиннеров", но только бы вот ты еще пользовался нормальной терминологией, а не т.с. "авторской".
В наших кругах выражение "ща-бемоль" использовалось исключительно саркастически и обозначало лажу. "Взять ща-бемоль" обозначало сфальшивить, облажаться - и ничего более.
Теория музыки не знает термина "микромодуляция", есть модуляция и отклонение.
Сдвиг тональности на полтона вверх в каждом новом куплете песни - стандартный прием поп-музыки.
Замена одного основного фунционального аккорда цепочкой проходящих и вспомогательных - тоже стандартный прием классического джаза, это дело во всех эстрадных училишах по курсу джазовой гармонии проходят. И берутся они не "из другой композиции", а просто есть наработанные цепочки.
Малый вводный аккорд, он же "полууменьшенный" (half-diminished), он же 7b5, а уменьшенный, он же dim, он же 0 - это разные аккорды. Если от "До", то малый вводный это С -Eb - Gb - Bb, а уменьшенный (dim) - C - Eb - Gb - Bbb (си-дубль-бемоль), то бишь А.
Я пользуюсь общепринятой англо-американской системой, где Си - В, а Си-бемоль - Bb. Сейчас все на это перешли, хотя недавно встретил исключение. И где бы вы думали - в том самом нотном сборнике Песняров, который готовила Ядвига Поплавская! У нее все еще Си - Н...
Если б судьбу знали заранее...

Олег Гладков

Анатолий, ты не очень внимательно отнёсся к буквенно-цифровому написанию малого вводного септаккорда. Он должен быть написан так (если от "до"): Сbm7 5- или Сbm7 -5... Пятёрка должна сопровождаться минусом, а буква "m" указывает на то, что терцовый тон расположен на расстоянии малой терции от основного тона. Без буквы "m" было бы до-ми-соль бемоль-си бемоль.
Но гораздо проще его было бы расписать Ebm6/С. Под дробью помечено, что бас - "до". Хотя гитаристам обычно по барабану, что там помечено под дробью.

Анатолий Вейценфельд

Цитироватьавтор оригинала Gladkov
Он должен быть написан так (если от "до"): Сbm7 5- или Сbm7 -5... Пятёрка должна сопровождаться минусом, а буква "m" указывает на то, что терцовый тон расположен на расстоянии малой терции от основного тона.  

Олег, ты чего?!:confused2
Сbm7 5 - До бемоль, что ли?! :neshali:
Правильно именно, так как я написал, только я букву m (минор) опустил, так как вел речь о той части записи, которая ПОСЛЕ нее идет.
Сm7b5 - вот так полностью. А у тебя бемоль оказался при букве, означающей ноту, и получилось До-бемоль.
Надюсь, ты просто ошибся. :lol:
А то в партитуре для Лены напишешь такое, и что ее оркестр играть будет?!
Кстати, нельзя ли интенсифицировать твой творческий процесс? А то инфляция, знаете ли... :confused:
Если б судьбу знали заранее...

Олег Гладков

Конечно, бемоль - ошибка. Но пятая ступень (если быть точнее во фразеологии - квинтовый тон. Ступени - это в звукоряде) - пониженная (соль-бемоль), поэтому с минусом. Просто пятёрка без минуса или плюса никогда не пишется, так как входит в состав простых трезвучий, как и первая и третья ступени.

Анатолий, мой домашний компьютер глючит (зависает через несколько минут после включения... он у меня открытый, без панелей, все внутренности видны, и я помню, как на материнской плате что-то заискрило. Короче, ей частичный кирдык: что-то там сгорело), поэтому с партитурой напряжёнка. В результате практически всё общение через интернет происходит на работе. Ты заметил, как я редко стал появляться. А по вечерам - почти никогда. "Почти" - потому что иногда этих нескольких минут хватает, чтобы просмотреть форумы и даже иногда коротко ответить.

Анатолий Вейценфельд

Олег, вместо минусов и плюсов чаще принято писать бемоль и диез около цифры. Лет 30 назад действительно писали плсы-минусы, но потом перешли на джазовую нотацию.
Лично я сразу после выхода учебников Бриля и Чугунова в конце 70-х стал так писать.
А когда в 80-м купил у спекулянта за 90 рублей(!!!) три тома учебника Мэхегена Jazz Improvisation, то от старой нотации тем более отвык. Хотя в Мэхегене вовсе другая нотация испольуется - ступенная.
Например, IM,  Vx или VIIo, что означает "на твоем языке" :p:  С+7, G7 и B dim соответственно.
Это так называемая "шестидесяти-аккордовая система", т.е. в каждой тональности 5 типов аккордов, а тональностей - 12.
Если б судьбу знали заранее...

padbiarez

Мужчыны, а папрасьцей нельга? Вы гэта зь кім гутарыце?:mad: :confused:
Бліжэй трэба быць да народу. Тым больш узровень жыцьця падымаецца, а вы ўсё пра паніжаныя нейкія ступені гаорыце. Гэта кідае цень самі ведаеце на каго.:neshali:

Круляушчызна

:appl:

Правильно, Падбярэз! Бліжэй трэба быць да народу!
А то они "улетели кудато на своей волне" и не поймешь о чем разговор! Ох уж эти профессионалы!  :D

Arkady

Я так толком ничего и не понял, чего там было про Е-бимоль? :confused:

Круляушчызна

Это понятно только касте избранных профессионалов!!!

:pray: :pray: :pray: :pray: :pray:

padbiarez

Секстанты, панімаеш! Мне хопіць аднаго: ведаць, што такое ля-мінор. Што далей мусіць ісьці -- не калыша. Галоўнае, каб музыка была. А то я таксама магу нешта такое адносна марфэм, напрыклад, задзьвінуць, ці прэфіксаў якіх. Музыказнаўцам, я так разумею, трэба час ад часу рукі вязаць і кляп у рот.:molotok: