Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Парад ансамблей

Мы в ВКОНТАКТЕ

 

Каждый четвертый… плюс еще один

Автор Анатолий Вейценфельд, 16 декабря 2005, 11:57:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Анатолий Вейценфельд

С середины 70-х «Песняры» начали осваивать труднейший жанр пения без сопровождения – а капелла, в репертуаре появились «Речанька» и «Каждый четвертый». «Каждый четвертый» исполнялась практически на всех концертах на протяжении многих лет. На сцене оставалась вокальная группа, а уходивший со сцены пианист брал аккорд, задавая вокалистам тональность.
И вот однажды в середине 80-х инструменталисты, как всегда, уходили – Игорь Поливода взял аккорд и исчез за кулисами, ушли и остальные... и вдруг бас-гитарист ансамбля, игравший также на скрипке, стал, постепенно удаляясь, наигрывать на ней какой-то мотивчик – начав играть прямо за кулисами. Причем мотивчик был совсем в другой тональности, – эдак на кварту выше. Публика в зале его уже не видела и не слышала, а вот вокалисты на сцене слышали очень даже хорошо. И долго. Достаточно долго, чтобы этот мотивчик сбил тональность, сыгранную на рояле. И когда запели, то выяснилось, что половина поет... в новой тональности! Той самой – на кварту выше... Петь в новой тональности оказалось совершенно невозможно – тесситура заоблачная! И на середине куплета прославленная легендарная группа... просто остановилась в растерянности... Остановилась, причем некоторые из певцов в этой трагической песне с трудом сдерживали нервный смех. Кто-то побежал к роялю, чтобы повторно взять правильный аккорд... Естественно, это был человек, стоявший от рояля дальше всех, так что его путешествие – мимо товарищей, через частокол микрофонных стоек, подставок для инструментов, с перепрыгиванием через гитарные педали и шнуры – представляло собой отдельное зрелище, также произведшее впечатление на зрителей.
Наконец, аккорд прозвучал, и песня полилась...
А после концерта перенервничавшие пострадавшие энергично обсуждали вопрос: обо что сломать скрипку басиста – об стенку или об него самого? Но инструмент пожалели – он же не виноват, его-то за что? Что интересно, в обширных воспоминаниях музыканта об этом случае нет ни слова...
Если б судьбу знали заранее...

Arkady

Анатолий, затаенные когда-то обиды должны были умереть еще в прошлом году или, по крайней мере, остаться в этом с уходящим годом. Зачем их влачить за собой по всей жизни. Не знаю, возможно есть какой-то особый повод для этого, но не так далеки и те времена, когда ты довольно-таки лестно отзывался о Борисе Бернштейне. Я, с твоего позволения, хочу привести отрывок из твоей статьи:
"...появление Бориса Бернштейна в составе "Песняров" действительно привнесло новые краски в звучание ансамбля: басовые партии звучали свежее, современнее и интереснее, чем раньше; его многочисленные аранжировки расширили и обновили репертуар легендарной группы.
Особенно значительным был его вклад в программу "Через всю войну", подготовленную "Песнярами" в 1984-1985 годах к 40-летию Победы. Программа была показана по телевидению. Песни из нее многократно исполнялись в концертах, фирмой "Мелодия" был выпущен двойной альбом "Через всю бойну". Аранжировки песен из цикла Владимира Мулявина на стихи поэтов-фронтовиков были сделаны Борисом Бернштейном и двумя другими музыкантами ансамбля - Игорем Поливодой и Владимиром Ткаченко.
В составе "Песняров" Борис Бернштейн объездил десятки стран Европы, Азии и даже Африки, участвовал в качестве басиста и скрипача в записи большой авторской программы композитора Игоря Поливоды на стихи Р. Бернса..."
Источники:
1. Материалы форума на сайте //www.pesnyary.com
2. //www.evreimir.com 2-8 сентября 2004 #641 "Еврейский Мир"

Анатолий Вейценфельд

Аркадий!
Есть интересная история, я ее рассказал.
И какие затаенные обиды?! Затаенные обиды как раз в тех воспоминаниях, в которых нет рассказика про скрипку и а капеллу. Вспомни, какие там отзывы о большинстве участников ансамбля!
А тут-то что? Ну не подумавши человек сделал кое-что, ну случился из-за этого некий казус... и не более того! Сейчас вспоминают о нем уже со смехом...
Если б судьбу знали заранее...

Arkady

Анатолий, допустим, что это одна из интересных историй.
Скажи, а источник у этой истории есть?

Fed

Анатолий, я согласен с Аркадием: история, безусловно, интересная, но в стиле изложения чувствуется негативное отношение к герою рассказа :rolleyes:
А мы должны стараться быть бесприсстрастными, раз уж фиксируем историю...
:gentleman
Vita brevis, ars longa

Arkady

#5
Цитироватьавтор оригинала Анатолий Вейценфельд
Что интересно, в обширных воспоминаниях музыканта об этом случае нет ни слова...
Это вполне естественно. И вот почему. Сегодня утром я провожал в аэропорт одного своего знакомого. Что действительно интересно, так это то, что когда все инструменталисты уходили со сцены перед а капелла, мой знакомый умудрялся каким-то образом никуда не уходить, и оставался среди вокалистов, хотя сам музыкант и умеет играть на баяне и лире. Понятно, не курит, не пьет. Чего ему уходить? Ну, и потом, ему ведь запевать эту песню.
Вот, что он мне сказал по этому поводу: "ТАКОГО НИКОГДА НЕ БЫЛО! Мы заучивали все наши партии так, что даже если кто-нибудь в первом ряду зрительного зала умудрялся громко пукнуть (хоть на 3 кварты, хоть на 3 тона выше или ниже), это не вызывало нашего перехода в другую тональность и не выбивало из ритма."
За что купил, за то и продал. Никакого навара.
:)

Олег Гладков

Аркадий! При всём уважении не могу промолчать. Твой знакомый говорит полный вздор. Когда он вернётся, вызови его поговорить со мной, и я ему популярно расскажу, что такое абсолютный слух и как с этим не связано заучивание партий. Без настройки на тональность лишь по напряжению голосовых связок можно попасть приблизительно в тональность (чаще всего далеко приблизительно). А абсолютниками того периода у них были только Паливода, Ткаченко и Бернштейн. Из них в вокальных партиях принимал участие только Ткаченко, только ему было по барабану, в ту тональность настроили, или не в ту. Чтобы было понятней, какая это редкость, скажу, что в 90-х ни у кого из них, включая заумного композитора Молчана, не было абсолютного слуха.

Аркадий, проведи эксперимент со своим знакомым. Пусть отвернётся, а ты сыграй ему на чём нибудь аккорд си-минор. Только не говори, что это си-минор. И тут же попроси спеть заученную-переученную-тысячи-раз-исполненную "Вологду" в самом что ни на есть родном ре-миноре. Результат превзойдёт все ожидания, факт будет налицо, т.е., х... на рыло.

Была ли эта история, или её не было - не знаю. Но аргументы твоего знакомого поэта Анатоля Заляпухо не лезут ни в какие ворота.

Arkady

Олег, разговор не о наличии или отсутствии абсолютного слуха у музыкантов и вокалистов ансамбля "Песняры", а о том, что приводится факт срыва концерта, не имевший место в реальной жизни. Ты должен был заметить ЭТО в первую очередь.
Если это один из музыкальных анекдотов о песнярах, я готов посмеяться вместе со всеми. Хотя на мой взгляд, он не весьма удачный.
Я хотел бы еще раз призвать всех участников форума к полной ответственности за то, что вы пишите, т.к. всё это читают тысячи людей, а главное, оказывает влияние на судьбы тех музыкантов, которые когда-то создавали для нас музыкальные шедевры и которых мы любили.

Олег Гладков

Цитироватьавтор оригинала Arkady
Олег, разговор не о наличии или отсутствии абсолютного слуха у музыкантов и вокалистов ансамбля "Песняры", а о том, что приводится факт срыва концерта, не имевший место в реальной жизни.
Речь как раз шла не о срыве концерта, а об одном из мелких ляпов, которые происходили неоднократно. Прервали песню сразу после её начала, но тут же начали заново. Разве это срыв концерта? Например, на заключительном концерте лауреатов небезызвестного конкурса 1970 года (где поделили место с Лещенко) произошла такая же история. Не настроились должным образом. Но уже лауреаты, уже поздно что-либо менять.

Аркадий, ещё раз: я не говорю, было это, или нет. Я говорю о в корне неверной аргументации, которую особенно удивительно слышать от музыканта, которого самого (в числе других) на протяжении многих лет настраивали вступительным аккордом перед акапельными песнями или вступлениями.

Arkady

Цитироватьавтор оригинала Arkady

"ТАКОГО НИКОГДА НЕ БЫЛО! Мы заучивали все наши партии так, что даже если кто-нибудь в первом ряду зрительного зала умудрялся громко пукнуть (хоть на 3 кварты, хоть на 3 тона выше или ниже), это не вызывало нашего перехода в другую тональность и не выбивало из ритма."
Олег, возьми и отфильтруй в цитате то, что тебя больше всего смущает или удивляет. Тем более, что это и есть-таки шутка, и никто в зрительном зале, естественно, не сотрясал атмосферу децибельными раскатами грома. Останется самое главное, то, о чем был весь этот шум.

Олег Гладков

#10
Цитироватьавтор оригинала Arkady
Останется самое главное, то, о чем был весь этот шум.
Аркадий, я прекрасно понимаю, что Кашепаров всё это преподнёс в шутливой форме. Но также понимаю, что он при этом имел в виду. Главное, о чём был весь шум, это то, что вокалистам дают настройку на тональность ПЕРЕД ПЕСНЕЙ. А можно ли их сбить с тональности в процессе песни, или нельзя - об этом не было речи. Об этом речь завёл Кашепаров (пусть даже шутя). Неужели не видна разница между предварительной настройкой и попытками сбить с тональности уже в процессе? Или я так дебильно изъясняюсь?

Меня больше всего раздражает на этих форумах то, что стоит сказать элементарную и общеизвестную вещь, находится кто-нибудь, кто начинает до усёра спорить. И на каком основании? На том, что Кашепаров твой знакомый и ты не можешь допустить его неправоты или его недопонимания сути вопроса?

В заключение:
1. Сбить вокалистов с предварительно заданной тональности - элементарно, достаточно наиграть мелодию в другой тональности. Это даже не подлежит спору.
2. Заучить песню так, чтобы всегда её начинать в правильной тональности - это уже абсолютный слух.
3. Сбить вокалистов с тональности уже во время пения - это гораздо сложнее, а тем более каким-нибудь однократным звуком или аккородом.
4. Анатолий Вейценфельд рассказал о случае по первому пункту, а Анатолий Кашепаров начал приводить аргументы по третьему. Либо Кашепарову не так донесли информацию, либо... Промолчу.
5. В 1970 году имел место такой факт, причём по окончании конкурса на глазах у всего жюри, но когда лауреатские звания уже были розданы.
6. Такой факт запросто мог произойти в любое другое время.
7. Нет никакой уверенности в правдивости рассказанной истории. Но выглядит не просто правдоподобно, а крайне правдоподобно для любой вокальной группы, будь то хоть Сингерз Анлимитед, хоть хор Турецкого, а особенно если учесть тот чёс (по 2-4 концерта в день), который тогда устраивался.

Аркадий, постарайся опровергнуть хоть один из приведённых пунктов. Только, например, так:
1. Нет, сбить вокалистов с предварительной настройки до того, как началась песня, невозможно.
2. Нет, всё-таки можно, не обладая абсолютным слухом, заучить песню так, что настройка не понадобится, в какой бы тональности ни была предыдущая песня.

И так далее. И со вменяемыми аргументами.
Остальной базар "вокруг да около" меня не интересует.

Arkady

#11
Олег, для того, чтобы с тобой спорить о звуке и обо всех предварительных настройках инструментов и вокалистов, нужно, по меньшей мере, быть специалистом в этих вопросах. Мне совершенно не стыдно признаться тебе и всем в том, что я не являюсь таковым.
Поэтому я и решил обратиться к авторитетному специалисту за помощью. Тем более, что ты считаешь (и я могу с тобой в этом согласиться), что этот человек обладает абсолютным слухом, а это в свою очередь является большой редкостью.
И вот, что Борис Бернштейн поведал мне:
- Да,- говорит, - я действительно припоминаю такой случай. Действительно помню, Игорь Паливода взял аккорд и ушел со сцены, за кулисы отправились все музыканты, и я последовал за ними со своей злосчастной, не предчувствующей беды, скрипкой. И вдруг, будучи уже за кулисами (этого не видел никто: ни зрители в зале, ни вокалисты, ни инструменталисты, потому что я уходил со сцены последним) я столкнулся нос-к-носу с Анатолием Вейценфельдом, молодым тогда еще страстным поклонником "Песняров". Предельно вежливо поздоровавшись, он попросил меня позволить ему поиграть на моей скрипке. Ну я ему и позволил. Я же не предполагал, что он начнет играть песню "Яблочко" в тональности, которая окажется эдак на кварту выше необходимой...
- А дальше, - говорит Борис, - всё происходило точь-в-точь, как описывает Анатолий Вейценфельд в своей интересной истории. Просто не хочу повторяться. И еще помню, когда его после этого собирались побить моей скрипкой, он долго плакал и оправдывался, говоря, что не слышал аккорд, который взял Игорь Паливода.

Олег, от себя добавлю, опять-таки, за что купил, за то и продал. Ты же знаешь, я за это мзду не беру, мне за Державу обидно...
:(

Круляушчызна


Fed

Очень смешно, Борис.

Откровенно говоря, оба варианта выглядят как нечто несуразное, но что-то явно произошло, раз уж об этом ТАК заговорили.

Но скорее мы узнаем правду об убийстве Джона Кеннеди, чем об этом эпизоде, как мне кажется...
:rolleyes:
Vita brevis, ars longa

Алекс (ВЕТРОВ)

А, правда, истина -  лежит по середине...
В свое время Анатолий с пылом защищал Людвиговича, по той причине, что и высказывания «задевали»  и вопросы «обижали». Теперь же сам недоумевает, что это так задело Аркадия?
Ответ. Гораздо правильнее было услышать этот забавный случай от самого Бориса или другого песняра. В связи с этим, Анатолий, и надо было предварить рассказ соответствующим вступлением. И, закончить его не так «кровожадно» – скрипку об голову и т.п. Вспомните свою же рекомендацию модераторам, - фильтруйте базар! Аркадий тоже невольно «спровоцировал» ненужную, на мой взгляд, разборку, обидевшись за Борку (извините за невольную рифму). Большинство прочитало, усмехнулось бы, да и все. Не искушенным наплевать, кто там «шпилькнул» за кулисами на скрипке. Что тут такого? Смешно, да и ладно.  
Просто должна быть какая то самоцензура, к которой Вы Анатолий и призывали на  несостоявшейся интернет-конференции Мисевича. Мне, вот тоже, много что уморительного смешного из жизни Песняров известно, но и мысли не допускаю публично делиться этим с другими. Это пререготива тех людей, от кого я это узнал... А, вообще, подобные «разборки», неотъемлемая часть именно таких сайтов и форумов. Иначе, кому они будут нужны - «выхолощенные», да «отутюженные». Будет скука...  
С уважением ко всем
Алекс
:ssora:
HF

Анатолий Вейценфельд

Эту историю многократно расказывал не кто-нибудь, а сам Игорь Поливода - участникам московского клуба друзей "Песняров". Свидетели - Борода, Мишаня, Гриша (Олег Гладков, ты знаешь, о ком речь)
Я же за свою жизнь аналогичных "акапельных" историй навидался и наслушался много, начиная с хора Тевлина. Сергей-Гор, как воспитанник хора Попова, вам тут таких же расскажет еще дюжину.
А мне эту историю напомнил - совершенно верно - Мисевич, хотя я ее слышал еще лет 10 назад, да забыл ввиду ее банальности.
А вспомнили мы эту историю после коллективного похода "Белорусских песняров" на концерт группы Take 6, дней 10 назад в Кремле. Я спросил, "а как "шестерка" строилась на тональность?". Влад ответил, что с помощью язычкового камертона... и вспомнил ту историю  со скрипкой.
Если б судьбу знали заранее...

Алекс (ВЕТРОВ)

Анатолий!
Вот если б Вы начали рассказ с этой приамбулы
никакого бы "сыр-бора" бы и не было, мне кажется.
Алекс:)
HF

Анатолий Вейценфельд

Цитироватьавтор оригинала Алекс
Анатолий!
Вот если б Вы начали рассказ с этой приамбулы
никакого бы "сыр-бора" бы и не было, мне кажется.
Алекс:)
Александр, а в чем преамбула?  
В Take 6? Так это только повод для воспоминаний был...
Что Поливода это давным-давно рассказывал? Но что это меняет в сути событий?
Что это Мисевич рассказал? Так это форум, а не милицейский протокол с подписями понятых.
Нужны понятые? Пожалуйста, Александр, вы с Бородой знакомы - позвоните ему и спросите про эту историю.
Но после такой реакции не жалуйтесь, что мало историй и новостей.

Олег (Гладков)... "спокойствие, только спокойствие!" (с) :D
Если б судьбу знали заранее...

Алекс (ВЕТРОВ)

Анатолий!
Образщаться к Бороде не вижу смысла. В отличии от Inerusa, я счел эту историю вполне правдоподобной. Все, что я думаю, я уже выскал, как раз перед его постом.
Добавить нечего. Просто я понял о ранее кому то Вами нанесенной обиде, и теперь все «песняровские случаи» за период 1982-1986 гг., именно в Вашем изложении, воспринимаются предвзято. Sorry...
Алекс
:lol:
HF

Arkady

#19
Цитироватьавтор оригинала Анатолий Вейценфельд
Олег (Гладков)... "спокойствие, только спокойствие!" (с)
Анатолий, ты, никак, новую историю собрался писать?
Случайно не о расколе в "Песнярах"?

Анатолий Вейценфельд

Аркадий, я не виду никакой связи между моими обращенными к Олегу словами и твоим вопросом... Ну хоть убей! :confused:
Если б судьбу знали заранее...

Arkady

Да? А по какому поводу ты его успокаиваешь?
Мы вроде бы нормально пообщались.
:confused: