Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Парад ансамблей

Мы в ВКОНТАКТЕ

 

Г. Скороходов "Звезды советской эстрады" (глава про ВИА "Песняры), 1976 г.

Автор Олег Верещагин, 11 июня 2010, 03:36:46

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Иван Капсамун

«Песняры»

Бремя популярности легло нелегким грузом на их плечи: непрерывные гастроли по стране, длительные переезды, высокая норма ежемесячных концертов - почти не оставляют времени на работу над новым репертуаром. Некогда записаться на пластинки - важнейший этап в жизни каждого коллектива, позволяющий зафиксировать достигнутое, подвести итог сделанному. При довольно большом количестве спетых «Песнярами» за шесть лет существования песен (около ста пятидесяти) на граммофонные диски легли немногим больше двадцати - остались незаписанными многие по самому строгому счету лучшие произведении.

И если в этих трудных условиях «Песняры» не только не снижают уровень мастерства, но и продолжают искать новое, расширять репертуар, то дается им это ценой огромного напряжения, подчинения всей жизни совершенствованию своего коллектива, отказа от отдыха во имя пополнения репертуара образцами белорусского фольклора —   основы их творчества.

Фольклорная экспедиция, предпринятая ансамблем летом 1975 года, особенно показательна. Вместе с одним из своих постоянных авторов, таким же страстным,  как  они,  поклонником  белорусских   несен,   Игорем  Лученком   «Песняры» в дни своего отпуска отправились в глубь республики - в окрестности небольших городов Турова и Житковичей. Они шли из деревни в деревню, переправлялись на плотах через речки и повсюду записывали песни. Иногда пели сами, и в ответ скептически настроенные поначалу старейшие жители села открывали свои кладовые: пели любимое, порой давно непетое, полузабытое, такое, что не найдешь ни в каком фольклорном сборнике.

Одна из замечательных песен, открытых в экспедиции, «Радзинская», давно в репертуаре ансамбля, другие разучиваются, но большая часть в "запаснике", без которого «Песняры» не мыслят жизни. К известным толкованиям названия ансамбля — певцы, поэты, сказители, кобзари — они по праву прибавили еще два: собиратели и пропагандисты, отстояв это право творческой практикой.

Практика складывалась не вдруг и нелегко.

Начало было положено в 1969 году. Окончив воинскую службу, братья Владимир и Валерий Мулявины (в армии они служили в Ансамбле песни и пляски Белорусского военного округа) решили не расставаться с музыкой. Владимира одолевала одна идея —  создать свою группу. Он долго искал единомышленников, утрясал организационные вопросы (убедить руководство филармонии, что затеваемый коллектив ей позарез необходим, было не так-то просто), подбирал репертуар, делал аранжировки, вел репетиции.

Шестеро музыкантов уже тогда твердо решили, что основой их программ будет белорусская народная песня в современной обработке.

"Мы рассуждали так, — рассказывает Владимир Мулявин. Каждая эпоха читает классику своими глазами. Не ставим же мы под сомнение современное прочтение В. Шекспира, А. Островского, А. Грибоедова в театре? Нет, не искусственную подгонку под «потребу дня», а настоящее художническое прочтение... Народная песня - та же классика. Почему мы, люди атомного века, должны петь ее только так, как спел ее когда-то один человек сто или даже двести лет назад? Мы не сомневались в правоте, хотя бы в праве на эксперимент...".

Но программа, целиком построенная на народных песнях, казалась слишком большим риском. На него никто не пошел: ведь от того, как встретят первые слушатели ансамбль, во многом зависела его дальнейшая судьба. Поэтому, когда 1 сентябри 1969 года мулявинская группа (ее название в ту пору — «Лявоны») впервые появилась на эстраде, она приготовила зрителям два отделения: первое — фольклорное, второе — шлягерное. Шестеро «лявонов» в ярких кафтанах, «при усах» пленили зал своим пением и игрой с самого начала концерта. Успех, который выпал на долю народных песен, ошеломил музыкантов — он явно не мог идти в сравнение с успехом известных шлягеров, на которые делалась спасительная ставка.

Это позволило принять окончательное решение: петь только «свое», в основном белорусские песни, а также произведения, написанные специально для ансамбля. В Москве на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (октябрь 1970 года) у «Песняров» «чужих» шлягеров уже не было. Народные песни «Ой. рано на Ивана», «Косил Ясь конюшину», «Скрипят мои лапти», песня Ю. Семеняки на стихи М. Богдановича «Ты мне весною приснилась», мастерство и вдохновенность исполнения, смелое сочетание электроинструментов с подлинно народными — лирой, дудочкой, старинной гармоникой - все это обеспечило «Песнярам» убедительную победу и звание лауреатов.
В Москве же ансамбль впервые исполнил песню И. Лученка «Хатынь» - произведение большого гражданского звучания, которое и называть надо скорее не песней, а балладой. Баллада-реквием по погибшим в сожженном фашистами селе для многих прозвучала неожиданно. Но «Песняры» с завидной последовательностью продолжили в дальнейшем линию политической песни, начатую «Хатынью». Правда, и песня «Памяти Виктора Хары» («Выстрадай, Чили»), о легендарном певце, павшем жертвой хунты; и «Мать» И. Лученка — А. Кулешова; и композиция В. Мулявина на стихи Е. Евтушенко «Ванька-встанька» протест против войны; и «Баллада о четырех заложниках» — волнующий рассказ о трагедии батьки Миная, гибели его семьи, и другие произведения репертуара «Песняров» иной раз вызывали споры, возражения против включения в эстрадные программы произведений трагедийного звучания. Зрители же поддержали поиск ансамбля безоговорочно.

«Я слышал, как поют ,,Песняры" ,,Балладу о четырех заложниках", писал корреспондент «Известий» Н. Матуковский. Слышал песню и мертвую тишину зала. Пять тысяч человек одновременно переживали трагедию батьки Миная. Я видел, как плакали в зале люди, не только ветераны и пожилые женщины, но и девушки, юноши. Такие слезы, как говорят, дорого стоят.

А когда зазвучала «Хатынь», все пять тысяч человек встали и слушали ее стоя...» (Матуковский Н. «Песняры».   -     Известия, 1975, 25 июля).

И снова концерты — сегодня здесь, а завтра там. И снова успех, выходящий за пределы страны. Газеты часто пишут о них, сообщая, как об обыденном, рядовом, о фактах, достойных удивления: «На Всесоюзном конкурсе советской песни, проходившем в рамках фестиваля советской молодежи в Минске летом 1973 года, «Песняры» выступили на голову выше других ансамблей. Они спели в последнем туре и, не дождавшись решения жюри, уехали на фестиваль советской песни в польский город Зелену Гуру. Через несколько дней на традиционном празднике, проводимом газетой «Трибуна роботнича», увидели свежий номер «Комсомолки», сообщение, что они лауреаты, победители. А через несколько месяцев - фестивальный Берлин..." (Тюрина Т. Песня и «Песняры». - Комс. правда. 1974, 4 янв.).

Это события одного лета, одного года. Минск, Зелена Гура, Варшава, Берлин. Ответственнейшие выступления, требующие огромного напряжения. Конкурсы всесоюзные, зарубежные, международные. И всюду победы, а в Берлине даже две — лауреатство на X Всемирном фестивале молодежи и студентов и первенство в соревновании исполнителей современной политической песни. Откуда берутся силы, как ансамбль, достигший успеха, смог ни в чем не утратить его, а, напротив, приумножить? Приумножить, не повторяя завоеванное, а идя вперед, продолжая поиски, не утрачивая вкус к эксперименту, обнаруженный при рождении?

Готовясь к памятному выступлению на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, «Песняры» репетировали свою программу в течение полугода по 10— 12 часов в сутки. Ежедневно. Сегодня куда бы они ни ехали на гастроли, их первое и обязательное условие — помещение для репетиций. Репетируют и в дороге. Репетируют и перед концертом — с утра и нередко до той поры, когда публика уже стягивается к театру. Изо дня в день. Энтузиазм, одержимость пением, служение искусству и в возвышенном смысле (но об этом меж собой разговоров не ведут), и в самом житейском: ежедневная работа, труд, выматывающий и одновременно приносящий удовлетворение, труд тяжелый и привычный, без которого ансамбль теперь не мыслит своего существования, труд коллективный, основанный на взаимопонимании, единстве творческих устремлений.

Состав ансамбля за эти годы менялся. Не стало Валерия Мулявина, трагически погибшего. Некоторые ушли, не выдержав напряжения, разуверившись в верности пути. Но ядро группы, «организующий кристаллик» остались неизменными: Владимир Мулявин — «дядька» своих витязей, художественный руководитель, дирижер, режиссер, гитарист и солист-вокалист, к тому же композитор и аранжировщик, чьи самобытные обработки определяют стиль ансамбля: его первый помощник Владислав Мисевич. играющий на флейте, саксофоне, дудочке, солист-вокалист; Александр Демешко — ударные и солист-вокалист; Анатолий  Кашепаров — солист-вокалист.

В их репертуаре по официальной статистике около ста пятидесяти песен — это те, что исполнялись и ИСПОЛНЯЮТСЯ в концертах, по радио и телевидению. Едва ли не вдвое больше тех, что разучиваются для себя в лабораторном порядке, как говорится. Многие из них не находят выхода на эстраду из-за жесткого самоконтроля: показавшаяся вначале интересной песня вызвала затем неудовлетворение, другие бракуются, ибо являют собой, как выясняется, повторение пройденного и т. д.

Чтобы не «изобретать велосипед», «Песняры» следят за работой вокально-инструментальных ансамблей не только наших, но и зарубежных. Внимательно прослушиваются записи, изучаются музыкальные сборники, статьи в советских и зарубежных журналах. Только на одно наитие здесь не полагаются.

Отвечая как-то на вопрос, в чем он видит дальнейшие пути развития ансамбля, Владимир Мулявин сказал:
— Только в качестве, совершенстве исполнения. Конечно, это более длительный и трудный путь, чем погоня за модой. Но мы подобны бегунам на длинную дистанцию, а не на стометровку. Мы считаем, что совсем не обязательно каждый месяц что-то «выдавать», не хотим идти на поводу у нетребовательной части публики. Мы давно поняли, что завоевать любовь такими непритязательными песенками, вроде «Наших любимых», куда легче, чем более сложными по манере исполнения песнями-балладами. Но ведь мы хотим нашу аудиторию вести за собой, а не плестись у нее в хвосте (Девиз прежний: всегда к пути.  -  Комс.   знамя   (Киев), 1975, 18 июня).

_________________________________________________________________________________________

Юридическая поддержка периодически нужна и физическим и юридическим лицам. Оценка действующего предприятия - востребованная услуга.

VladMihey

Интересно, Скороходов подчеркивает, что ансамбль был всегда в работе, что практически не было времени на отдых. Одно ясно: тяжело работать, когда официально заставляют петь гражданские песни , в то же время желая петь народные песни в современных ритмах. Этакая борьба культур. В сущности так было всегда.

Алина Лисянская


Отличный рассказ, красивый. Спасибо Иван, спасибо Скороходову.

Почему заставляли петь гражданские песни?
Разве Хатынь Лученок заставлял их петь?
А Полюшко, Журавли, Темная ночь... А весь цикл Через всю войну. Ну и Че Гевара, Виктор хара, да полно.
А какие песни их заставляли петь -- Березовый сок с Аллой Пугачевой?
Слышно в буре мелодий повторение нот.
Пусть былое уходит, что придет, то придет.

skvor

Цитата: VladMihey от 11 июня 2010, 11:37:33Одно ясно: тяжело работать, когда официально заставляют петь гражданские песни , в то же время желая петь народные песни в современных ритмах. Этакая борьба культур. В сущности так было всегда.

А я думаю, вряд ли кто-то заставляих что-то петь вообще. Песни гражданской тематики, песни протеста - это тоже целое течение в мире было. В них свой. особенный драматизм, у Песняров они принимали особенный масштаб - это были рок-баллады и рок-кантаты что ли...

Разве что может попросила Пахмутова спеть ...И вновь продолжается бой. Приватно так попросила, может некому было спеть в тот момент, а надо было по сценарию. Ну как ей отказать...
И уговорил их тот же Лученок спеть Мы идем по стране... Ну вы же слышали, что они там наворочали в инструментале, им же интересно было пробовать. Ну и разве это наззовешь - заставляли?
Так ведь, скорее всего, и Жураули на Палессе ляцяць Лученок их уговорил взять (и Бадьярова с Сябрами тоже). Она ведь петая-перепетая уже была главными белорусскими звездами, а не зазвучала, а у них зазвучала

P.S. А Березовый сок помимо 25-летия разве имеет какое-то отнощение к Пугачевой?

Eugene

Цитата: skvor от 15 июня 2010, 01:16:43Песни гражданской тематики, песни протеста - это тоже целое течение в мире было.
Только у нас всё происходило с точностью до наоборот. На Западе они были действительно песнями протеста, а у нас - данью официальной идеологии, "паровозами".
Про музыкальные достоинства не спорю. В кошмарном "Комсомольском билете" "Песняры" такой прогрессив-рок забабахали!
CD "Песняров", выпущенные фирмой "Ковчег", продаются в магазинах:
- Новое искусство
- Выргород
- Дом культуры
- Музыкальный бутик

Алина Лисянская

= P.S. А Березовый сок помимо 25-летия разве имеет какое-то отнощение к Пугачевой?

-- Это ирония.
Слышно в буре мелодий повторение нот.
Пусть былое уходит, что придет, то придет.

Спартак

Цитата: Eugene от 15 июня 2010, 01:51:21В кошмарном "Комсомольском билете"
Кто бы были "Песняры" без таких "Комсомольских билетов"?...
... и этот мир, такой огромный без сомнения...

Алекс (ВЕТРОВ)

Разве отсутствие партийного билета помешало Мулявину быть кем он был?
HF

ans-san

Какой-то ужас!По мысли Спартака-принадлежность к КПСС являлось гарантией успеха!И если в репертуар включались такого плана песни-это совсем не означает,что именно они принесли известность "Песнярам"!Талант-он во всех проявлениях талант!
Чем быстрее бежишь от самого себя,тем быстрее самого себя догоняешь...

Захаров Сергей

Цитата: ans-san от 16 июня 2010, 15:08:57Какой-то ужас!По мысли Спартака-принадлежность к КПСС являлось гарантией успеха!

Ни в коем случае - Мисевич же сказал -  Мы дружили с ВЛКСМ! Спартак же говорил про "Комсомольский билет". Что же вы это Ans-san  ?
— Нужно, господа офицеры, любить барабан больше, чем всякую другую музыку. Не стыдитесь, если его божественные звуки вызовут у вас слезы. Это значит, что вы настоящие воины.  А.С, Новиков-Прибой

Иван Капсамун

Цитата: Иван Капсамун от 11 июня 2010, 03:36:46Это позволило принять окончательное решение: петь только «свое», в основном белорусские песни, а также произведения, написанные специально для ансамбля. В Москве на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (октябрь 1970 года) у «Песняров» «чужих» шлягеров уже не было. Народные песни «Ой. рано на Ивана», «Косил Ясь конюшину», «Скрипят мои лапти», песня Ю. Семеняки на стихи М. Богдановича «Ты мне весною приснилась», мастерство и вдохновенность исполнения, смелое сочетание электроинструментов с подлинно народными — лирой, дудочкой, старинной гармоникой - все это обеспечило «Песнярам» убедительную победу и звание лауреатов.




Кажется автор (Г.Скороходов) тут ошибся. Была ведь на том конкурсе не их песня - "Темная ночь"...

Иван Капсамун

Олег Гладков не только Борю Бернштейна научил компьютерным премудростям. но и меня. Теперь и я научился правильно цитировать...

Алина Лисянская

А вот у Нины Завадской перечислены такие песни:

Нина Завадская: ...а уже в октябре 1970-го он завоевал звание лауреата IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады, покорив жюри и требовательный конкурсный зал исполнением белорусской народной песни "Ой, рано на Ивана", "Темной ночи" Н. Богословского (стихи В. Агатова), "Хатыни" И. Лученка (стихи Г. Петренко)...

Слышно в буре мелодий повторение нот.
Пусть былое уходит, что придет, то придет.

Спартак

Цитата: Eugene от 15 июня 2010, 01:51:21кошмарном
Вот это слово было главным. Не знаю у кого ещё язык повернётся назвать стихи А.Кулешова подобным словом...
... и этот мир, такой огромный без сомнения...