Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Парад ансамблей

Мы в ВКОНТАКТЕ

 

Абсолютный слух...

Автор tch, 11 июня 2005, 00:01:24

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

tch

Поскольку ругашки уже надоели, решил поднять тему, которую когда-то поднимал на недавно упоминаемой Федором битлзре... Тем более, что здесь очень много грамотного народа.
Захотелось порассуждать на эту тему... Почему захотелось? Да потому что это понятие зачастую лепят к месту и ни к месту... «У него абсолютный слух, слышишь, как он здорово поет ( играет)!» Правда, я не музыкант, я технарь, но, если я буду в чем-то не прав, меня, надеюсь, поправят:)
Для себя я делю это понятие на несколько составляющих.
1. Собственно абсолютный слух.
Как я понимаю, это способность человека распознать высоту звука без помощи различных приспособлений, исключительно засчет ушей. Воспроизвели ему звук, он сказал, какая это нота. Развиваемо это или нет, не знаю, наверное, немного развиваемое, но, в основном, от Бога. Да и развито это у каждого в разной степени. Как-то встречал вообще супера! Сидим на полянке, пивко пьем, камушки кидаем в какую-то железяку, что неподалеку, кто-то попал... Он говорит: «Ух ты! Чуть выше, чем ля-диез, но чуть ниже, чем си-бемоль, четко посередине!» Мы и ахнули! Проверить-то было нечем, но помня, что парень – скрипач с консерваторским образованием, поверили на слово:) А что, почему бы и нет? Не все инструменты у нас имеют темперацию, скрипка нетемперирована, виолончель... А уж самый крутой нетемперированный музыкальный инструмент – это человеческий голос, делай с ним, что хочешь:) Давно же уже хоры поют четвертьтоновую музыку... И еще слышал один просто анекдотический случай. Мальчик сдавал а музучилище какой-то теоретический экзамен, решил выпендриться и проиллюстрировать на фортыплясе начало Лунной сонаты Бетховена... Проиллюстрировал... Лица комиссии начали съезжать на сторону. Дело в том, что он заиграл не в до-диез миноре, как это написАл автор, а в до-миноре. «Молодой человек, что это вы себе позволяете???» «А мне так удобней!» Комиссия отпустила мальчика восвояси... Как-то писАли в «Науке и жизни», что каждая тональность имеет свою «окраску». Я этого не знаю, но замечал, что если исполнить какую-то вещь в тональности оригинала, а следом исполнить ее же на полтона выше или ниже, музыка меняется капитально. Возможно, это и есть «окраска»...
2. Гармонический слух.
Мне кажется, это способность слышать гармонию, предвидеть («предслышать») ее, способность воспроизвести ее «на раз», после одного прослушивания, причем, не только в рамках учебника по гармонии со всеми его ограничениями, а в любом варианте. Эта вещь, я думаю, развиваемая. Кто работал по кабакам, знает, что такое сыграть парнусовую вещь, которую однажды где-то слышал:) Хорошо развивается гармонический слух и у аккордеонистов-баянистов, ибо у них в левой руке самым аккуратным образом расположен весь кварто-квинтовый круг во все стороны:) Почему я отнес гармонический слух в отдельный пункт? Да потому что я знаю нескольких музыкантов, которые, если им выдернуть из контекста произведения один аккорд любой самой сложной партитуры и дать послушать, назовут все ноты и какой инструмент играет ту или иную ноту, но хоть ты их убей, не скажут, что это за аккорд, а уж тем более, не определят роль этого аккорда в цепочке всей музыкальной фразы...
3. Вокальный слух.
Это, как я понимаю, способность связок «запоминать» звуковысотные характеристики. То есть, при прослушивании музыки у человека связки непроизвольно вибрируют вслед за исполнителем. Есть очень классная книжка Рауля Юссона, называется «Певческий голос». Там автор вообще пытается «поверить гармонию алгеброй», то есть дать объяснение вокала с точки зрения физики и теории колебаний. Там он приводит один эксперимент. На связки «испытуемого» одевалось что-то вроде ларингофонов, с генератора подавалась какая-то звуковая частота и по съему с ларингофонов судилось, насколько точно воспринимается высота звука, то есть, опять же, проверялся слух. Более того, проверялась еще и такая вещь. Для человека, у которого есть слух, исполнялось произведение с интонационной лажей и у него начинало даже горло болеть, то есть, уши со связками расходились:)
Некоторые называют это не вокальным слухом, а вокальной памятью, причем, считается, что она развиваемая. То есть, если каждый день утром и вечером по разочку нажимать, скажем, ноту «ля» и петь ее, то рано или поздно связки ее запомнят и впоследствии можно будет воспроизводить эту ноту без внешней подсказки, исключительно на «ощущениях» связок... А там уж и интервал можно отсчитать. Вроде бы, тоже приближение к абсолютному слуху, но с помощью дрессуры:)

Вот, собственно, о чем хотелось порассуждать. Может, кто поправит, добавит...
PS. Забыл добавить. Разумеется, я здесь не брал во внимание темпо-ритмовые дела, для которых тоже надо обладать соответствующим слухом:))

startank

Цитироватьавтор оригинала tch
Воспроизвели ему звук, он сказал, какая это нота.

а если, например, я воспроизвести могу, найду на любом инструменте, а как называется - не знаю? :) ну, там - "до" это или не "до"

padbiarez

Як анэкдот... Некалі, яшчэ ў школе, пайшлі мы паступаць у хор. Мне на фартэпіяна націскаюць клявішу і кажуць: прапойце. А я наогул ня мог зразумець, што ад мяне хочуць. Як гэта -- клявішу прапець?! Карацей, сказалі, што ў мяне слых адчутнічае. А я ж ведаю, што ён ёсьць. Не геніяльны, канешне, але ёсьць.
Ядзя Паплаўская -- вось пра яе кажуць, што яна мае абсалютны слых.

Boris Bernshteyn

Минск, 1973-й год. Ресторан "Папараць -кветка". Репетиция оркестра.
Руководитель, тенор-саксофонист, ласково улыбаясь подходит ко мне и, одобрительно похлопывая по плечу, говорит:
"Да, Боренька, это конечно хорошо, что у тебя абсолютный слух, но вот если бы у тебя был ещё и абсолютный НЮХ?"
Everything is gonna be nothing... but nothing's gonna be OK!

Boris Bernshteyn

#4
   Прошло 10 лет...
Уже работая в "Песнярах", по невероятной везухе я приобрёл великолепный безладовый бас фирмы "Ibanez", который дико полюбил, и с которым не расставался долгие-долгие годы. Приобрёл его совершенно случайно у одного моего знакомого, приторговывавшего втихаря музыкальными инструментами и аппаратурой. И вдруг...
Слышу новость, что компетентные органы повязали этого моего продавца, саксофониста-тенориста из ресторана "Папараць - кветка", о котором я уже рассказывал только что, и ещё одну "тёмную" личность. Повязали их всех по обвинению в спекуляциях, фарцовке и т.д. и т.п. Просто началась очередная кампания по выявлению врагов советской власти.
Прошло время, и я получаю повестку явиться в суд свидетелем по делу моего знакомого, продавшего мне этот бас. Прихожу в назначенное время в какое-то неблаговидное помещение на ул. Горького, рядом с оперным театром, и волнуюсь даже как-то больше, чем выходя на сцену.
Захожу в зал, пара зевак, служители Фемиды и скамья подсудимых, за которой вся троица. Исхудавшие и осунувшиеся, но держатся бодро и расточают улыбки входящим...
Наконец, доходит очередь и до меня, вызвали, иду на специальное место отвечать на вопросы судьи, под ослепительную улыбку моего музыкального "фарцовщика".
Судья: Представьтесь.
Я: Б.Б.
Судья: Работаете в филармонии?
Я: Да.
Судья: Так. Вы покупали что-то у товарища Н.?
Я: Покупал.
Судья: Что?
Я: Бас-гитару.
Судья: За сколько?
Я: Называю сумму.
Судья: (сверяется с показаниями подсудимого) Зачем вам эта бас-гитара?
Я: Играть, работать.
Судья: Где вы конкретно играете-работаете?
Я: В "Песнярах"
....................................
Наступила пауза. Судья что-то полистала, посмотрела на меня, на подсудимого и... задумалась, может вспоминая что-то?
Потом, возвращаясь к своим обязанностям, встала и уверенно заявила суду:
" Объявляется перерыв 30 минут..."
.................................
Я как-то успокоился и, повернувшись, медленно побрёл на выход под ещё более ослепительные улыбки всех "подсудимых".
На улице светило солнышко, проехал троллейбус, обдав фонтаном из лужи проходящую мимо женщину, и я почему-то подумал: "Да, действительно, а ведь саксофонист то был абсолютно прав тогда! Насчёт абсолютного нюха..."
Everything is gonna be nothing... but nothing's gonna be OK!

dainovka

Борис, добрыи ден'.
сколко же дали тенору ?

Влад

Олег Петухов

Борис, чисто провокационный вопрос:
в "Песняры" Вас привёл слух или нюх? :)

Boris Bernshteyn

#7
Цитироватьавтор оригинала Олег Петухов
Борис, чисто провокационный вопрос:
в "Песняры" Вас привёл слух или нюх? :)

Олег, не знаю получилось ли у меня, но я как-раз и хотел написать рассказ о дорогах, которые мы выбираем.
 И дело, на мой взгляд, совсем не в конкретных "Песнярах", а в том как ты решил прожить свою единственную жизнь...
P.S. Сколько кому дали я уже сейчас и не помню точно. Так давно это было. И многое из того, за что их преследовали тогда, сейчас является и признано просто деловой предприимчивостью бизнесмена.
Everything is gonna be nothing... but nothing's gonna be OK!

padbiarez

Борка, а скажы, ты на гэтым "Ібанэзе" дагэтуль іграеш ці прывёз у Штаты і там загнаў па спекулятыўным кошце ды яшчэ за валюту? І чаму цябе тады не пасадзілі? Што ў "Песьнярах" іграў? Во калі слава, аказваецца, прыйшла...

Boris Bernshteyn

#9
Cпасибо тебе Димка за "добрые" пожелания!:)
Everything is gonna be nothing... but nothing's gonna be OK!

padbiarez

Вось аднаго не магу зразумець: чаму гэта гук твайго бязладавага "Ібанэзу" гэтак Фейертагу не падабаўся?:confused2
Няўжо з-за таго, што ты яго ў шпікулянта купіў?:D

Boris Bernshteyn

Но тебе же звук моего инструмента нравился?
А твоё мнение я ценю больше мнения Фейертага!
Everything is gonna be nothing... but nothing's gonna be OK!

Олег Петухов

Облажался Фейертаг. Он что, в своей энциклопедии про это написал?
Борис, а в Песнярах Вы безладовый бас использовали? Я видел в Ваших руках только "ладовый" фендер, да и то по телевизору.

Boris Bernshteyn

Сначала был ладовый, а потом появился и этот, с которым я уже не расставался лет 13. Или, точнее, с этой, потому как гитару свою я ощущал, как существо женского пола. Так притёрлись друг к другу, что оставили следы на каждом...
Она, бедненькая, перенесла аж 2 операции, не говоря уже о переделках, и никогда меня не предавала. Отношусь к ней, как к члену своей семьи и никогда её не продам. Пусть лежит себе на пенсии и отдыхает. Разве только что дети или внуки захотят когда-нибудь... :)
Everything is gonna be nothing... but nothing's gonna be OK!

Zloi

Борис, читал на форуме, что большинство инструментов песняры покупали себе сами, на собственные деньги. Все же ансамбль был государственным. Аппаратуру тоже сами музыканты покупали? Ударные установки, клавишные и пр? Или что-то "выдавалось"? Кто решал, кому в каких костюмах выступать? Где на сцене стоять? Были какие-то режиссеры?

На следующий вопрос отвечал Олег Аверин. Но как-то смазанно. Я посещал концерты Песняров года с 74 по 82, в среднем раз в два года, в Москве. И всегда меня удивляло поведение Мулявина на сцене. То внезапно отвернется от публики и куда-то отойдет, то кому-то чего-то говорит, то почесывается и пр. Аверин ответил, что это связано с волнением. Вы это наблюдали?
 "Не нарушайте моего одиночества и не оставляйте меня одного!"