Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Парад ансамблей

Мы в ВКОНТАКТЕ

 

Музыкантам (и не только) предлагается угадать

Автор Анатолий Вейценфельд, 10 января 2012, 02:24:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

skvor

Цитата: Анатолий Вейценфельд от 11 января 2012, 23:33:45А мне понравилось, как Кэб Кэллоуэй в 81 год "лунной походкой" Майкла Джексона прошелся!
Не только лунная походка, очень похоже Майкл двигался. Разве что поизящней.
А насчет смычка... Пора очки одевать

Анатолий Вейценфельд

Посмотрите на Ютубе, как двигался и танцевал молодой Кэб Келлоуэй, станет понятно откуда у М. Джексона и его предшественников ноги выросли!
Кстати, именно для него Джордж Гершвин писал партию Спортинг Лайфа в "Порги и Бесс". Но по ряду причин первым ее исполнил другой артист.
Если б судьбу знали заранее...

IGORЬ

Цитата: Анатолий Вейценфельд от 11 января 2012, 20:33:45
Смычок-то он в самом деле в руке держит! Но играет щипком с оттяжкой.
Классики-контрабасисты многие так играли раньше - то смычком, то щипком, и смычок держали в руке. Это уже когда полностью перешли на щипок двумя-тремя пальцами, тогда смычок убрали, некоторые им и играть не умеют.
Кстати, не исключено, что он играет древком смычка по струне, как барабанной палочкой. Есть такой прием игры.


Хорошо! Значит я всё-таки не ошибся. :gentleman:
Есть только два способа прожить свою жизнь: Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом. Вибирайте...

ОВ

"Щипок" двумя-тремя пальцами, о котором говорит Анатолий Иванович, называется "пиццикатто" - это штрих (один из способов звукоизвлечения). "Классики-контрабасисты", когда в нотах встречают этот штрих, обычно вывешивают смычок на мизинец и безымянный палец, а струну дёргают не от грифа, а вбок, средней фалангой указательного пальца, иногда накладывая на указательный палец и средний. Раньше струны были жильные с намотанной на них проволокой, и если их "пощипать" пальцами, то через полчаса такой игры из пальцев могли показаться кости. А удар тростью по струне наз. "кон легно", что обозначает "с тростью". Смычок кладётся на струну плашмя и касается её и волосом и тростью одновременно, поэтому стук сопровождается некоторым звуком. А вот о штрихе "только тростью", что-то не припомню.

Анатолий Вейценфельд

ОВ, немного не так.
Pizzicato - это "обычный" щипок, удар по струне параллельно грифу, или несколько под углом в сторону деки. Джазовые к-басисты играют не только указательным пальцем, но и средним, учитывая что уже с 1940-х годов стали играть не только половинки и четверти, но и скоростные пассажи вплоть до 16-х. Одним пальцем это не сыграть.
Я же говорил не об обычном пиццикато, а об оттягивании струны от грифа с последующим отпусканием ее, получается резкий ударный щелчок.
Намотанная на жилы "проволока" называется "канитель", отсюда известное выражение.  :) Пальцы стирают поначалу все, потом образуются мозоли и все хорошо.  :D
Con legno ("кон лэньо", от legnum - древесина) - это все-таки не стук древком по струне, а проведение по струне смычком, наподобие обычной игры смычком, только не волосом, а тростью. Встречается редко, я вот только у Берлиоза в "Фантастической симфонии" припоминаю.
Я же говорил об игре на струнах контрабаса как на ударных.
Может, кто-то когда-то видел номер "Ленинградского диксиленда", когда на сцене оставались барабанщик и контрабас, к-басист подтаскивал инструмент вплотную к барабанщику, и тот играл палочками по струнам, а басист только струны на грифе зажимал?
Если б судьбу знали заранее...

АБ

1). " Пиццикато"  никак не увязано с количеством пальцев, извлекающих звук..
(пардон  за дуболомность фразы).
2) контрабасист   одного из первых составов Cotton Club Orchestra  с топик-видео
играл ОДНИМ указательным пальцем. Тем и был известен. Смычок  держал в руке - больше по-привычке + дань традиции...ПРАКТИЧЕСКИ им не играл.
Так на заре Мотобола вратари  имели под рукой имитацию мотоцикла ( ... странная штука память...)
3) Приём , который мы слышим/ видим  в этом видео -  скорее некая вариация гитарного "Голпе".
СЛЭП, собственно, возник не на пустом месте...

А впрочем, - суета никчёмная -  и моя реплика, и всё это обсуждение....

Анатолий Вейценфельд

" Пиццикато"  никак не увязано с количеством пальцев, извлекающих звук..

А разве у меня где-то увязано?
Pizzicato - это "обычный" щипок, удар по струне параллельно грифу, или несколько под углом в сторону деки. Джазовые к-басисты играют не только указательным пальцем...

контрабасист   одного из первых составов Cotton Club Orchestra  с топик-видео играл ОДНИМ указательным пальцем. Тем и был известен

Альберт "Эл" Морган - контрабасист, внесший очень большой вклад в развитие джазовой игры на инструменте на протяжении десятилетий, именно он заложил впоследствии основы построения линии баса в ритм-энд-блюзе и раннем рок-н-ролле. Играл со многими выдающимися музыкантами, не только в оркестре Кэллоуэя. В частности, с Фэтсом Уоллером, Коулменом Хокинсом, Отто Хардвиком, Затти Синглтоном, Чу Берри, Луисом Джорданом, Доном Байесом, Ти-Бон Уолкером и др. Имена-то какие - легенда на легенде!
В общем, это очень известный музыкант в своем деле. Только вот насчет того, что он был известен игрой одним пальцем, нигде в джазовой литературе не нашел... да и вряд ли бы он все вышеупомянутое одним пальцем сыграл. Вот на трехструнном контрабасе в юности он играл.
"Но это уже совсем другая история..."  :D
Если б судьбу знали заранее...

АБ

Анатолий Иванович, а шо ж ВСЁ на свой счёт...
Реакция была вот на это--
"Щипок" двумя-тремя пальцами, о котором говорит Анатолий Иванович, называется "пиццикатто" (с) = ОВ

Касаемо "однопальцовости", так мой педагог Олег Рудин (rip) , демонстрируя разные техники, как раз и упоминал Моргана, как такой вот  пример ...
Смычок был т.н. немецкий, с широкой "колодкой", удерживать его приходилось...
http://www.youtube.com/watch?v=8suquDgg0dw&feature=related

А в остальном,- погоды стоят отвратительные, настроение мерзопакостное, и рыбы в Каме уже нет.... :gentleman:

Анатолий Вейценфельд

АБ, тут вот какое дело...
Ваш видеоролик - 1943 года, когда Эл Морган давно уже ушел, а на контрабасе играет знаменитейший Милт Хинтон.
Кстати, указательным и средним пальцами...   :)
Если б судьбу знали заранее...

АБ

Да я, собственно, в курсе...Да и Гугл всё так же работает...
Речь -то  шла о ПРИМЕРЕ удержания смычка,- а в приведённом примере секунде на 11-й такой смычок и фигурирует....
Средний палец там, кстати,  используется  как доп. вес/противовес/рычаг...
Такая вот была в те годы манера...

А впрочем - "что всё это по сравнению с великолепием природы"...

Boris Bernshteyn

Цитата: АБ от 13 января 2012, 03:26:40А впрочем - "что всё это по сравнению с великолепием природы"...

Или с горячими шведскими парнями?



Oh, baby...  :(
Everything is gonna be nothing... but nothing's gonna be OK!

ОВ

Уважаемый Анатолий Иванович! "Сol legno" - это всё-таки постукивание смычком по струне плашмя сверху вниз (меня ТАК учили).  Штрих, гораздо чаще встречающийся  у скрипок и альтов, чем у басов. Но в оркестровых партитурах найти можно. Я даже видел в каком-то детском альбоме для контрабаса, что-то из Гершвина.
  Что касается "канители", так витой золотистый шнурок над козырьком офицерской фуражки тоже называют канителью. Сленга очень много во всём. Не знаю, у нас как-то принято говорить: оплётка струны.
  Что-же касаемо джазовых музыкантов, так тут кто во что горазд. Я видел "смычком под подставкой", "гвоздём по тарелке", один гитарист струну утягивал выше верхнего порожка, в районе колков. Наш барабанщик во время своего "соло" выходил из-за барабанов и наяривал и по корпусам самих барабанов, и по ободам, и по стойкам тарелок, и по стойкам микрофонов, а в конце  перегибался через всю "кухню" и бил палкой по наружней пластине большого. Ну мода такая была.
  "Pizzicato"- один из основных штрихов и обозначает - игра пальцами (в отличие от "arcо" - игра смычком). "Щипать" струны - мне кажется, не совсем верно, хотя именно этот термин часто встречается в различных школах. Щипнуть, в моём понимании, - это кончиками пальцев ухватить что-либо и плотно сжать. Как у поваров - прищипнуть тесто, женские щипцы для укладки волос, щипцы - слесарный инструмент, наконец - легонько ущипнуть даму за "приятное место", чтоб не оставить синяков( извиняюсь, гематом). Как метод физического воздействия на струну, мне больше нравится слово "дёрнуть". Но это всё-таки не удар. Так вот, "дёргать" за струны меня учили именно наружной боковой поверхностью указательного пальца, либо соскальзывающего с него среднего. Ну учили меня так, чтож тут поделаешь... И ведь не "предъявишь" никому -  покойники уже, светлая им память! А объяснение простое. Большая контактная поверхность - меньше натираются пальцы. Струны-то были "жестокие" - волоса на смычке хватало максимум на месяц, полтора. Это уж потом стали появляться  австрийские "THOMASTIC" по 70 руб. за аккорд. У них наружный слой оплётки (извиняюсь, "канители") ленточный. Красота!   Говорят, цена на них сейчас до семи тысяч рублей доходит, да и делаются уже не в Австрии. А "tremolo" на одной струне я и сейчас играю тремя пальцами, как на классической гитаре.
  Оттяжка струны с последующим её шлепком о накладку грифа, либо об лады, как упомянул выше АБ, действительно больше к одному из приёмов нынешнего SLAPа относится. В разных школах обозначается по-разному, но самое распространённое обозначение латинской буквой "P" - "popped", либо просто "рор". Да и удар сверху большим пальцем тоже из "испанской" гитары пришёл. Там он бился большим пальцем поперёк всех струн в районе нижнего порожка, называется этот приём "тамбурин". В SLAPе обозначается очень похоже "Т" _ - "thumb".
  Извиняюсь, если кого-то "напряг" своим "эссе", просто после праздников на работе затишье, да и после вчерашнего "дня рождения" воспоминания нахлынули.     

Анатолий Вейценфельд

Уважаемый ОВ! "Сol legno" в "Фантастической" Берлиоза  это именно проведение древком по струнам, как ведут волосом. Как в других партитурах, не знаю. Из "Гершвина для контрабаса" - это явно переложение,сам Гершвин такого не писал.
Канитель - это не жаргон, а самое настоящее название проволоки, навиваемой вокруг струны, А а вот оплетка - это точно жаргон.
Подходит ли слово "щипок" для струнных или лучше  "дергать" - можно спорить, но инструменты называются "щипковыми"...не так ли? Хотя правильная техника игры на гитаре - это не щипание струны и не дергание, а именно удар пальцем по струне, т.е. кончик пальца приходит с воздуха и уходит в воздух.
Примерно так же и на контрабасе, хотя в силу толщины струны контакт пальца со струной дольше по времени.

Если б судьбу знали заранее...

IGORЬ

Цитата: АБ от 12 января 2012, 23:11:12
А в остальном,- погоды стоят отвратительные, настроение мерзопакостное, и рыбы в Каме уже нет.... :gentleman:
Прошу прощения, что отвечаю не совсем по теме!А рыба в Каме есть, я её каждый год ловлю. Даже стерлядь снова появилась.Погода нормальная, снега много,настроение отличное, ЧЕГО И ВАМ ВСЕМ В СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД ЖЕЛАЮ! :gentleman:
Есть только два способа прожить свою жизнь: Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом. Вибирайте...

АБ

 И  слава Б-гу, что рыба есть... Я, собственно, не о рыбе...
Так, своего рода ,- оксюморон на фоне цитаты...
Как и Старый Новый Год, с которым  всех и пРоздравляю...