Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Парад ансамблей

Мы в ВКОНТАКТЕ

 

Марш Советских Авиаторов

Автор Arkady, 18 марта 2008, 03:10:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.


Valdemar

Два марша. Кто у кого?:
http://www.vilavi.ru/pes/151205/151205-2.shtml
Два марша. Песенный кругооборот :
http://www.vilavi.ru/pes/260108/260108.shtml

- нешуточное детективное расследование.

padbiarez

Цікава, а як тут з аўтарскімі правамі? Няўжо нашчадкі расейскага (савецкага, дакладней) кампазытара атрымліваюць грошы за музыку, напісаную нямецкім кампазытарам? :confused:

Алекс (ВЕТРОВ)

Да это ж сплошь и рядом!  :tongue:
За период противостояния Германия – СССР, двух тоталитарных государств монстров, можно еще много интересного найти. «Мы шли под грохот канонады, мы смерти смотрели в лицо, вперед продвигались отряды спартаковцев смелых бойцов!» А у них есть марш, давай-ка, ребята забацаем свой, но непременно лучше!   
При таком соревновании 2-х идеологий и экономики подобных аналогии много.
Вспомним, как одевались пионеры и униформу гитлер-югенда. Шортики, галстуки, рубашки с коротким рукавом. Только что гетры советские пионеры вроде не нашивали, да факелов не было, зато костер разводили еще тот? Рельеф башни немецкой «Пантеры» напоминаетт силуэт «Тридцатьчетверки», равно как и автомат Калашникова, германский же автомат МР-43   
http://www.tourbaikalland.ru/main.php?details=473&group=2
Хочешь преуспеть, да не отстать вольно или невольно до плагиата да скатишься...
Про Ту-144 и "Конкорд" даже и напоминать неловко... ;)
HF

Arkady

Интересное исследование по этому поводу и ответ на вопрос "Кто у кого" можно найти здесь:

http://mai.exler.ru/mailogo/aviamarch/german.html

Arkady

А вот еще там же интересная ссылка на музыкальные двойники:

http://websound.ru/music_twins1_r.html

Анатолий Вейценфельд

Массовое открытие Америки!

Об этом марше писалось еще лет 30 с гаком тому назад. См. книгу Вл. Симоненко "Мелодии джаза" (Киев, "Музична Украина", 1977) и А. Баташева "Советский джаз" (Москва, "Советский композитор", 1973)

Компоновка деталей автомата Калашникова взята с немецкого "Штюрмгевера" обр. 1944 года, серийно не производился. Об этом тоже много писалось, потому-то АК и не был запатентован -  патентуются оригинальные узлы, а не все изделие.
Если б судьбу знали заранее...

Arkady

Об Александре Македонском было известно и писалось немало задолго до рождения В.И.Чапаева. И тем не менее, он ничего о Македонском не знал. (См. фильм "Чапаев")  ;)

P.S. С 3000 тебя юбилеем, Анатолий! +1

Arkady

Никак с 12 сентября 2002 года по сегодняшний день 30 с гаком лет не получается.  :confused:

Анатолий Вейценфельд

А что у нас такое было 12 сентября 2002 года? Что ты отсчитываешь от этого дня?
(За поздравление премного сенькаю)
Если б судьбу знали заранее...

Arkady

В этот день благодаря многолетним усилиям и поискам в немецких архивах Рината Булгакова стало фактом то обстоятельство, что это немцы позаимствовали мелодию Марша авиаторов у русских, а не наоборот, что конечно же радует. А до этого ходили лишь ничем не подтвержденные слухи по  поводу того, что русские украли нацистский марш у немцев, в том числе и в источниках монстров советского джаза, которых ты приводишь выше.

Valdemar

Цитата: Arkady от 19 марта 2008, 20:12:06
В этот день благодаря многолетним усилиям и поискам в немецких архивах Рината Булгакова стало фактом то обстоятельство, что это немцы позаимствовали мелодию Марша авиаторов у русских, а не наоборот...
Для меня весомее выглядят упомянутые мной две публикации в интернет-журнале "Солнечный ВЕТЕР". В первой из которых (www.vilavi.ru/pes/151205/151205-2.shtml) критикуются доказательства Рината Булгакова, и версия о пути заимствования  от нацистского марша к советскому выглядит предпочтительней.
Но в последующей статье (www.vilavi.ru/pes/260108/260108.shtml), опираясь на сохранившиеся  издания с нотами и текстом «Авиамарша», подтверждается приоритет композитора Юлия Хайта.

Анатолий Вейценфельд

Цитата: Arkady от 19 марта 2008, 20:12:06
А до этого ходили лишь ничем не подтвержденные слухи по  поводу того, что русские украли нацистский марш у немцев, в том числе и в источниках монстров советского джаза, которых ты приводишь выше.

Аркадий, а ты читал источники, на которые я ссылаюсь? Нет, не читал!
Вот передо мной книга "Мелодии советского джаза", (Москва, "Музыка", 1987). Она открывается темой "Авиамарша" Ю Хаита, и указано, что мелодия написана в 1918-1920 годах.

В 1989 году в рамках Московского международного кинофестиваля прошла ретроспектива "Кино тоталитарной эпохи. Фильмы Германии, Италии и СССР 1933-1944 годов"
У меня сохранилась афиша этого мероприятия. Я посмотрел практически все фильмы, а они шли попарно. Это практически одна и та же эстетика, просто одно и то же кино. Когад смотришь два фильма на одну тему и одного времени, только один немецкий, другой советский - в какой-то момент перестаешь понимать, где какой. Впечатление невероятное!
Помню немецкий фильм про аналог Павлика Морозова - мальчик Ганс, у него родители комммунисты, и он, потерзавшись немного, доносит на них и доволен, когда их уводят, а его принимает в свои объятия родина, партия и коллектив.
Так вот, визуальный ряд: лес, палатки, горнист, мальчики и девочки в трусах и майках делают зарядку - это 100% наше кино. Только говорят по-немецки.  :D

Кстати, совершенно достоверный факт:  "Взвейтесь кострами, синие ночи" - это марш из оперы Ш. Гуно "Фауст"  :lol:

Если б судьбу знали заранее...

Arkady

Я согласен, Володя. Но все же для установления приоритета важен был результат обоих исследований: примерной даты написания советского Авиамарша (в период с марта 1923 по май 1925)  и материалы, найденные Булгаковым в немецких архивах в 2002 году.
Анатолий, дата написания Авиамарша 1918-1920 не точная. Во второй ссылке, которую приводит Володя, автор статьи это очевидно доказывает, ссылаясь на документы и логику.

Анатолий Вейценфельд

#14
Авторами сборника "Мелодии советского джаза" являются фигуры в нашей музыке хорошо известные - Ю. Саульский и Ю. Чугунов.
Ю. Саульский - фигура легендарная, можно сказать, культовая, в представлении не нуждается.
Ю. Чугунов - композитор, дирижер, педагог, автор первого русскоязычного учебника "Гармония в джазе" (1980) по которому учились очень многие, в том числе и я.
Они лично знали многих ветеранов нашего джаза первого поколения - Утесова, Цфасмана, Варламова, Терпиловского, Рознера и др. И знали историю нашего джаза из первых уст.

А вот такой музыковед - Р. Булгаков - неизвестен музыкальной общественности, как и его труды.

В общем, вопрос я не считаю закрытым.
Потому что есть еще один очень важный момент, который авторы упоминают лишь вскользь. А именно - никогда композитор Хайт в своей довольно длинной творческой жизни не писал ничего похожего на марш.
А вот это - главное!
Есть логика творчества, когда ничто не возникает случайно и ниоткуда. Есть индивидуальный почерк, интонационный строй и т.п. В этом смысле марш выглядит чужеродным в творчестве Хайта.
И все эти архивные исследования не дают ответа на вопрос - кто же был автором марша?
Если б судьбу знали заранее...

tkvv

Цитата: Анатолий Вейценфельд от 19 марта 2008, 23:43:40
Кстати, совершенно достоверный факт:  "Взвейтесь кострами, синие ночи" - это марш из оперы Ш. Гуно "Фауст"  :lol:

     Ну да, а Адажио из "Щелкунчика" - и подавно нисходящая гамма, сначала мажор, а потом параллельный минор... И вообще, Дунаевский с Гуно просто договорились! Не говоря о том, что Чайковский с Мусоргским - близнецы-братья...
     Совершенно достоверные факты.

Arkady

#16
Ну какая еще логика, Анатолий? Да я за пару секунд из этого марша сделаю Авиавальс с теми же нотами, не обладая никаким индивидуальным почерком в написании музыки вообще. Ты и сам попробуй прокрути в голове этот марш в ритме вальса. Скажи неплохо получается?  :lol:

Анатолий Вейценфельд

По поводу "Взвейтесь кострами" и "Марша" из "Фауста" Гуно - нам об этом рассказывали на истории музыки. Кто не учился, я не виноват...  :lol:
Более того, в первых сборниках пионерских песен к словам песни указывалось без лишних сантиментов: "исполняется на мотив марша из фауста".
Если б судьбу знали заранее...

Сергей Демидов

Цитата: tkvv от 20 марта 2008, 21:38:12
     Дунаевский с Гуно просто договорились!

А при чем тут И. О. Дунаевский? Если речь идет о марше "Взвейтесь кострами", то в качестве авторов указываются, обычно С. Дешкин (музыка) и А. Жаров (стихи) - ни тот, ни другой профессионалами в области сочинительства песен не были. Просто, когда в 20-е годы партия создавала детскую политическую огранизацию (пионерскую) им поручили создать своеобразный гимн такой огранизации С. Дешкин просто взял популярную мелодию Ш. Гуно слегка упростил ее, а А. Жаров написал слова этот факт особенно никто не скрывал. Я помню даже, где-то в третьем классе, на уроках чтения мы читали рассказ о создании этой песни и там все это было описано.
Ребята, давайте жить дружно!

Олег Верещагин

А вот послушайте немецкий марш " ". Ничего он вам не напоминает?

koresh

#20
"Маленький барабанщик"
Музыка - В. Валльрот
Слова - М. Светлова

Мы шли под грохот канонады,
Мы смерти смотрели в лицо.
Вперед продвигались отряды
Спартаковцев, смелых бойцов,
Вперед продвигались отряды
Спартаковцев, смелых бойцов.

... ну и так далее

Исходный текст "Bruder in zechen und gruben":
Братья на заводах и идущие за плугом,
Выходите с фабрик и следуйте за знаменем нашего движения.
Гитлер - наш вождь. Он золотом не покупается, он ...
... ну и так далее

КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Анатолий Вейценфельд

То, что это немецкая песня, нам расссказывали на уроках пения примерно так в 3-м классе.  :D И объясняли, что "спартаковцы" - это члены немецкого коммунистического союза "Спартак".  И что поется про немецкого мальчика, боровшегося против фашизма. Так что тут никакого обмана, еще в детстве рассказали как есть.
А что национал-социалисты присвоили песню классовых противников, так нередкое дело.

Вот когда московский завод "Кристалл" выпустил несколько лет назад водку "Гражданская оборона" с портретом сурового рабочего, который оказался скопирован с нацистского плаката - вот тут был некоторый скандал!  :lol:  Пресса об этом писала, давали рядом две картинки - этикетку с бутылки и репродукцию плаката... это впечатляло!
Если б судьбу знали заранее...

Олег Верещагин


Анатолий Вейценфельд

Да, доверился я Корешу, а он подвел. Теперь послушал первую ссылку Олега.
Это "Смело, товарищи, в ногу"  :D

Я бы даже сказал "Смело, товарищи, в ногу, Гитлер тут с нами идет!"  :lol:
Если б судьбу знали заранее...

koresh

Цитата: Анатолий Вейценфельд от 23 марта 2008, 15:27:25Да, доверился я Корешу, а он подвел...

Каюсь,  :pray: ссылка у меня не открылась и я понадеялся (в свою чередь) на свою память и название марша - "Bruder im zeichen und gruben" вспомнил слова (нас в школе в 3-м классе этому не учили, это я позже наглал  :D ) и прикинул на какую музыку они лучше лягут... но бдительный Анатолий "усек" лажу... 

P.S. Ну что взять с кабацкого музыканта - напой, напой сыграем...  :D
КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Анатолий Вейценфельд

Вообще-то "лажу усек" бдительный Олег! Ему и лавры и респект!   :super: :friends:
Если б судьбу знали заранее...

Сергей Демидов

Ну на счет революционных песен об авторстве говорить, как правило, говорить не приходится. Это, своего рода, международная музыка, в частности, "Смело, товарищи, в ногу" в России появилась во время революции 1905 года, когда о Гитлере еще никто и не слышал. Вообще в начале XX века ситуация в Европе была неспокойная. Так называемые, песни пролетриата (точнее их мелодии) кочевали из страны в страну. У песни, известной в России как "Смело, товарищи, в ногу" имеется и французский, и английский, и немецкий (отличный от указанного) варианты. А в проследнем случае мы имеем дело с приспособлением маршевой мелодии к политическому моменту. В СССР часто мы тоже встречаемся с подобными переделками - немало ранних советских военных маршей представляют собой военные марши царской России с переделанными словами. Кстати, у песни "Смело, товарищи, в ногу" никогда не приводили автора музыки, а только автора слов - Л. Радина, про музыку же либо ничего не писали, либо - музыка традиционная.
Ребята, давайте жить дружно!

Анатолий Вейценфельд

Ну тогда уж можно и о "Варшавянке" можно вспомнить. Мало кто знает, а почему она, собсно, варшавянка-то?  :lol:
Если б судьбу знали заранее...

koresh

Вот кое что о "Смело товарищи в ногу"
хотя с конца 80х ее уже можно петь "Смело господа в руку"...  :D
- Музыка этой песни есть музыка старинной немецкой (прусской) студенческой песни (начало 19 век). Песня посвящена борьбе с оккупацией Наполеоном Пруссии и Германии. Немецкий текст постепенно в 1 половина 19 века менялся. После объединения Германии в 1870 году публикация этой песни в сборниках студенческих корпораций прекратилась.

- 14 сентября 1857 года Иван Саввич Никитин написал на эту музыку текст студенческой русской песни.
Вот этот текст:
Медленно движется время, —
Веруй, надейся и жди...
Зрей, наше юное племя!
Путь твой широк впереди.
Молнии нас осветили,
Мы на распутье стоим...
Мёртвые в мире почили,
Дело настало живым.

Сеялось семя веками, —
Корни в земле глубоко;
Срубишь леса топорами, —
Зло вырывать нелегко:
Нам его в детстве привили,
Деды сроднилися с ним...
Мёртвые в мире почили,
Дело настало живым.

Стыд, кто бессмысленно тужит,
Листья зашепчут — он нем!
Слава, кто истине служит,
Истине жертвует всем!
Поздно глаза мы открыли,
Дружно на труд поспешим...
Мёртвые в мире почили,
Дело настало живым.

Рыхлая почва готова,
Сейте, покуда весна:
Доброго дела и слова
Не пропадут семена.
Где мы и как их добыли —
Внукам отчет отдадим....
Мёртвые в мире почили,
Дело настало живым.

- Эта песня была очень популярна в России и даже во Франции и Англии ее считали песней русских диссидентов (так называемых "народников").

- Радин Леонид Петрович написал текст "Смело товарищи в ногу" в 1896 году, текст был в первый раз напечатан в журнале "Красное знамя" # 3 за 1900 год.

- Посколько песня Прусских студентов была не только студенческой, но патриотичной она еще при генерале Йорк (Hans David Ludwig York Graf von Wartenberg) стала маршем одного из полков ландвера (landwehr - ополчецы), набранного из берлинских студентов (1813 год). (В прусско-немецкой армии был обычай делать популярные песни маршами - Wacht am Rhein, Edelweis, Erika, Lili Marlen). Так что это дествительно старинный прусский военный марш.

- В Втором Райхе (Веймарская республика) слова многих маршей изменяли, чтобы в них не могло быть монархического содержания. Но слова "Studenten marsch" не менялись, ибо он никогда со словами в немецкой армии не исполнялся. Слова пришли с Востока (из России).
Появилось три версии:
a. Песня коммунистов. Была очень близка к тексту Л. П. Радина;
b. Песня Stallhelm (Стальной шлем - организация ветеранов 1 мировой войны) Вариация на мотивы текста Л.П.Радина;
c.Песня NSDAP ("Brueder in Zechen und Gruben"). Вариация на мотивы текста Л.П.Радина.

- С 1933 года "Brueder in Zechen und Gruben" один из официальных гимнов Nazi. Исполнялся в том числе в День труда.

- По закону о денацификации эта песня и ее музыкальное исполнение (любое, включая студенческое, коммунистическое, Стального Шлема) в Федеральной Республике запрещено. Studenten marsch запрещен к исполнению в армии, полиции, университетах и общественных местах.

(Автор исследования - Dieter Arnendorf)

КорешЪ®©<br />Солнышко лучистое улыбнулось весело, потому что с Корешем мы запели песенку...

Сергей Демидов

Кореш, большое спасибо за интересную информацию.
Ребята, давайте жить дружно!