Недавно прослушивая свою коллекцию записей Песняров, я обнаружил, что один из трёз, имеющихся у меня вариантов записи песни Хатынь звучит in c-moll, в то время как два других in h-moll.
Помогите, пожалуйста, выяснить что это проделки техники или Песняры действительно записали Хатынь в этой тональности?
Для справки - запись оцифрована мной с одной из пластинок "Фонохрестоматия по музыке для средней школы", которая мной, к сожалению утеряна. При оцифровке вполне вероятно могла быть нарушена скорость вращения грампластинки, за неимением последней я не могу проверить так это или нет.
Сергей, на двойнике Лученка песня звучит в Hm, в прилагаемом к двойнику нотном сборнике тоже Hm (куплеты, припевы в Ebm). Не думаю, что существовала версия в тональности, отличной от авторской. Хотя, конечно, бывает всякое...
Сергей, она всегда си-минор.
Это 100% виновата вертушка. Я слыхал варианты, когда и побольше чем на полтона уходили вертушки.
Лучшая тональность - ЩА-бемоль
Этим странным (на первый взгляд) словом называется вертикальная устойчивость тональности в любой мелодии. Это может (и должно) быть сделано самим автором для того, чтобы никто не смог подобрать (отобрать) мелодию и присвоить еЁ. Достаточно часто ЩА-бемольные модуляция носит временный характер, при этом мелодия начинается в любой другой (неустойчивой) тональности, а потом сама переходит во вторую и снова возвращается в первую, хотя это одна и таже тональность. Это часто применяется ко всей песне по инициативе исполнителя, когда следующий куплет любой песни забыт безвозвратно и в целом переносится скачком в другую тональность, хотя мелодия этого не требует, то есть это как бы
транспонирование в уме по ходу исполнения. Знание основных приемов ЩА-бемольных модуляций может помочь при подборе аккордов
"на слух" и при оранжировке как своих собственных, так и откровенно чужих мелодий. Наиболее продвинутые музЫЦанты используют микромодуляции - это маленькая вставка, использующая в гармонии аккорды "чуждой" тональности. Такие вставки помогают кабацким музыкантам очень красиво обогатить аккомпанемент, не выходя за рамки своей тональности. ЩА-бемольные микромодуляции происходят по таким основным принципам:
1. Любой(он же единственный) основной аккорд своей песни можно заменить цепочкой аккордов, взятых из другой композиции, в которой этот аккорд также присутствует.
2. Использование малого вводного септаккорда. Эти странные аккорды с чуждым любому здравомыслящему лабуху обозначением "dim" и не имеющие собственной тоники очень часто используются (сами того не зная) для замены любого из основных и единственных (кроме тоники) или переходных аккордов.
Существуют и другие приемы, но они более характерны для эстрадной, рок и джазовой музыки и слишком сложны для первых шагов... ну да ладно, что это я тут раскудахтался блин...:lol:
Очень важное и своевременное эссе. Попробуй его опубликовать в солидном музыкальном издании. Может введут в официальную теорию музыки. Только нужны некоторые коррективы:
1. Слово "оранжировать" начинается с буквы "а" не только в белорусском, но и в русском, английском и многих других языках;
2. "dim" - это не есть обозначение малого вводного септаккорда.
Кореш все это весьма интересно для "бегиннеров", но только бы вот ты еще пользовался нормальной терминологией, а не т.с. "авторской".
В наших кругах выражение "ща-бемоль" использовалось исключительно саркастически и обозначало лажу. "Взять ща-бемоль" обозначало сфальшивить, облажаться - и ничего более.
Теория музыки не знает термина "микромодуляция", есть модуляция и отклонение.
Сдвиг тональности на полтона вверх в каждом новом куплете песни - стандартный прием поп-музыки.
Замена одного основного фунционального аккорда цепочкой проходящих и вспомогательных - тоже стандартный прием классического джаза, это дело во всех эстрадных училишах по курсу джазовой гармонии проходят. И берутся они не "из другой композиции", а просто есть наработанные цепочки.
Малый вводный аккорд, он же "полууменьшенный" (half-diminished), он же 7b5, а уменьшенный, он же dim, он же 0 - это разные аккорды. Если от "До", то малый вводный это С -Eb - Gb - Bb, а уменьшенный (dim) - C - Eb - Gb - Bbb (си-дубль-бемоль), то бишь А.
Я пользуюсь общепринятой англо-американской системой, где Си - В, а Си-бемоль - Bb. Сейчас все на это перешли, хотя недавно встретил исключение. И где бы вы думали - в том самом нотном сборнике Песняров, который готовила Ядвига Поплавская! У нее все еще Си - Н...
Анатолий, ты не очень внимательно отнёсся к буквенно-цифровому написанию малого вводного септаккорда. Он должен быть написан так (если от "до"): Сbm7 5- или Сbm7 -5... Пятёрка должна сопровождаться минусом, а буква "m" указывает на то, что терцовый тон расположен на расстоянии малой терции от основного тона. Без буквы "m" было бы до-ми-соль бемоль-си бемоль.
Но гораздо проще его было бы расписать Ebm6/С. Под дробью помечено, что бас - "до". Хотя гитаристам обычно по барабану, что там помечено под дробью.
Цитироватьавтор оригинала Gladkov
Он должен быть написан так (если от "до"): Сbm7 5- или Сbm7 -5... Пятёрка должна сопровождаться минусом, а буква "m" указывает на то, что терцовый тон расположен на расстоянии малой терции от основного тона.
Олег, ты чего?!:confused2
Сbm7 5 - До бемоль, что ли?! :neshali:
Правильно именно, так как я написал, только я букву m (минор) опустил, так как вел речь о той части записи, которая ПОСЛЕ нее идет.
Сm7b5 - вот так полностью. А у тебя бемоль оказался при букве, означающей ноту, и получилось До-бемоль.
Надюсь, ты просто ошибся. :lol:
А то в партитуре для Лены напишешь такое, и что ее оркестр играть будет?!
Кстати, нельзя ли интенсифицировать твой творческий процесс? А то инфляция, знаете ли... :confused:
Конечно, бемоль - ошибка. Но пятая ступень (если быть точнее во фразеологии - квинтовый тон. Ступени - это в звукоряде) - пониженная (соль-бемоль), поэтому с минусом. Просто пятёрка без минуса или плюса никогда не пишется, так как входит в состав простых трезвучий, как и первая и третья ступени.
Анатолий, мой домашний компьютер глючит (зависает через несколько минут после включения... он у меня открытый, без панелей, все внутренности видны, и я помню, как на материнской плате что-то заискрило. Короче, ей частичный кирдык: что-то там сгорело), поэтому с партитурой напряжёнка. В результате практически всё общение через интернет происходит на работе. Ты заметил, как я редко стал появляться. А по вечерам - почти никогда. "Почти" - потому что иногда этих нескольких минут хватает, чтобы просмотреть форумы и даже иногда коротко ответить.
Олег, вместо минусов и плюсов чаще принято писать бемоль и диез около цифры. Лет 30 назад действительно писали плсы-минусы, но потом перешли на джазовую нотацию.
Лично я сразу после выхода учебников Бриля и Чугунова в конце 70-х стал так писать.
А когда в 80-м купил у спекулянта за 90 рублей(!!!) три тома учебника Мэхегена Jazz Improvisation, то от старой нотации тем более отвык. Хотя в Мэхегене вовсе другая нотация испольуется - ступенная.
Например, IM, Vx или VIIo, что означает "на твоем языке" :p: С+7, G7 и B dim соответственно.
Это так называемая "шестидесяти-аккордовая система", т.е. в каждой тональности 5 типов аккордов, а тональностей - 12.
Мужчыны, а папрасьцей нельга? Вы гэта зь кім гутарыце?:mad: :confused:
Бліжэй трэба быць да народу. Тым больш узровень жыцьця падымаецца, а вы ўсё пра паніжаныя нейкія ступені гаорыце. Гэта кідае цень самі ведаеце на каго.:neshali:
:appl:
Правильно, Падбярэз! Бліжэй трэба быць да народу!
А то они "улетели кудато на своей волне" и не поймешь о чем разговор! Ох уж эти профессионалы! :D
Я так толком ничего и не понял, чего там было про Е-бимоль? :confused:
Это понятно только касте избранных профессионалов!!!
:pray: :pray: :pray: :pray: :pray:
Секстанты, панімаеш! Мне хопіць аднаго: ведаць, што такое ля-мінор. Што далей мусіць ісьці -- не калыша. Галоўнае, каб музыка была. А то я таксама магу нешта такое адносна марфэм, напрыклад, задзьвінуць, ці прэфіксаў якіх. Музыказнаўцам, я так разумею, трэба час ад часу рукі вязаць і кляп у рот.:molotok:
Речь идёт об элементарной теории музыки.
В каждом областном центре (и не только) есть как минимум одно музучилище, одно культпросветучилище, одно музпедучилище, где эта самая теория изучается. Музыкальных школ вообще море, там она тоже изучается, хотя уровень знаний большинства выпускников музшкол такой же, как уровень знаний иностранных языков после средней школы. Таких городов сотни. Каждое такое училище выпускает по нескольку сотен специалистов в год, которые просто обязаны знать ту элементарщину, о которой мы рассуждаем. Не слишком ли велика "каста избранных профессионалов" получается?
Здесь "неизбранных непрофессионалов" обнаружилось пока только трое. Я думаю, что тех, кто понимает, о чём речь, на форуме больше, чем тех, кто не понимает.
Под элементарщиной я подразумеваю строение аккордов, звукоряд, ступени и т.д., а не способы их записи в эстрадной музыке. Речь как раз об этих способах.
Анатолий, спасибо за разъяснения о современных способах обозначения пониженных и повышенных ступеней. Получается, что я отстал от жизни. Действительно, уже десятилетия не обращал внимания на то, как пишут в сборниках аккорды.
Ну Вы блин даете!
Может ЕСЧЁ и подеретесь из-за "ЩА-бемоль" ...:confused:
Вы что, шуток не понимаете :shuffle: - "ведетись" как дети малые на любое "шуршание", или лучше сказать - как молодые быки на корриде на красный цвет!:D
Обычная шутка, ну может слегка похожая на провакацию попа Гарона, вызвала столь массовое и бурное волнение...
Я просто топиком оБшибся - хотел в Онегдоты постануть, да вот тут топик вроде подвернулся нормальный... ан нет, короче - "порвали как бобик жучке"....
Представляю себе, что бы было, если бы я теорию китайской музыки, тут стал излагать - а кстати, почему бы и нет:idea:
Будьте проще ребята, и народ за Вами потянется...:beer:
Адзін наш музыказнавец распрацаваў беларускую музычную тэрміналёгію, абапіраючыся, зразумела, на італьянскую з перакладам. Вось паспрабуйце здагадацца, шаноўныя знаўцы, якому тэрміну (абазначэньне тэмпу) адпавядае слова "спакваля".:idea:
Цитироватьавтор оригинала Gladkov
Действительно, уже десятилетия не обращал внимания на то, как пишут в сборниках аккорды.
А я так вообще "саксафон" не брал в руки со времен "Чынгысхана". А тут еще Подберез наезжает... :bzz:
Цитироватьавтор оригинала padbiarez
якому тэрміну (абазначэньне тэмпу) адпавядае слова "спакваля".:idea:
Moderato? Allegro ma non troppo?
А я, я... я уж чего только блин в руки не брал - саксофон не брал, гитару не брал, барабан и тот на полке пыоится...
Ладно, не обижайтесь ребята, просто настроение хорошее - пошутить охота!
Да все пучком, Кореш! Главое - в ща-бемоль не попадать!
А мы вот сейчас нашего джазового писателя Подбереза и спросим - а кого наши джазмены называли "колтрейнами", а кого - "бен-вебстерами"?
Ну, Зьмiцер, слухаем...
Толя, супэр! Табе яшчэ б слой гуталін-пудры на твар -- ваабшчэ б чыстае Чыкага!
Вось чуў я недзе ці чытаў пра "калтрэйнаў" і "бэн-вэстэраў", але з барабана вылецела. В обшчам, я ў курсе.
Што да "спакваля". Гэта адпаведнік тэрміну largo
А ніякія там алегра нон трупа:tongue:
Цитироватьавтор оригинала padbiarez
Толя, супэр! Табе яшчэ б слой гуталін-пудры на твар
Гуталин мне на твар?! Ну хоть не на пысу, и то ладно.
На пысу я себе гуталин категорически не хочу! :ass:
Ну, а раз ты в курсе - так кто такие "колтрейны"? Поведай народу!
Пыса -- гэта ў энімалсаў. А ты -- сапіенс, які Хама. Так, "калтрэйны"... Здаецца, гэта неяк з алкаголем зьвязана, але вось дакладна не памятаю. На Беларусі гэтыя тэрміны неяк не ўжываліся:confused:
То твар, то хама...:(
ласковый ты, Дима, нынче.
Так вот - внимание публики!
"Колтрейнами" наши джазмены называли красивых девушек, а "бен-вебстерами" - не очень симпатичных. Почему так - не знаю, но пошло это с легкой руки Германа Лукьянова.
Диалоги звучали примерно так:
" - смотри, какой клевый колтрейн пошел!
- Да не, какой колтрейн! Так, бен-вебстер..."
Но Бена Уэбстера я очень люблю, и предпочту его во многом Джону Колтрейну, хотя Колтрейн, конечно гигант и революционер, а Уэбстер попроще.
Кстати, Мулявин любил Колтрейна, это мне доподлинно известно!
А я позволю себе вольность спуститься на струментальный уровень и спросить - а что называлось МАРАКАСАМИ....а?:super:
Ну дык я ж, Анатоль, казаў, што з алкаголем зьвязана: ад калртрэйнаў галава кружыцца, як па добрай бані (т.е. с похмелья), а ад бэн-уэбстэраў -- реакція отторженія.:D
Цитироватьавтор оригинала koresh
А я позволю себе вольность спуститься на струментальный уровень и спросить - а что называлось МАРАКАСАМИ....а?:super:
Я , конечно, прошу прощения у дам и особенно у девушек, но в наше время маракасами называлось то, что внутри бюстгальтера.
Мое дело ответить, а все претензии морального характера - к Корешу :lol:
Цитироватьавтор оригинала Анатолий Вейценфельд
...Мое дело ответить, а все претензии морального характера - к Корешу :lol:
Принимаю любые претензии - но только маракасы вперед!:D
Эх, лучше маракасы в руках, чем....:rotate:
Так ты по делу говори - я правильно ответил на твой вопрос?
Ответ правильный!
Виртуальная МАРАКАСИНА переходит в виртуадьные руки АНАТОЛИЯ!